Саткарья-вада

Саткарья-вада

Саткарья-вада (санскр. सत्कार्यवाद, satkāryavāda IAST, «учение о предсуществовании следствия [в причине]») — теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине[1]. Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего, а переходит из непроявленного в проявленное состояние.

Саткарья-вада имеет две разновидности, называемые паринама-вада и виварта-вада[2]. Паринама-вада утверждает, что следствие представляет собой реальную трансформацию (паринама) причины. Например, растительное масло появляется в результате выжимки семян, а горшок появляется в результате манипуляций гончара с глиной при помощи его орудий[3]. Такой подход разделяется классической санкхьей, вишишта-адвайтой Рамануджи, мимансой и йогой. Виварта-вада объявляет следствие иллюзорным проявлением (виварта) причины. Это подобно тому, как восприятие верёвки как змеи не означает действительного превращения верёвки в змею. Виварта-вада разделяется махаяной и адвайта-ведантой Шанкары.

В Санкхья-карике Ишваракришна формулирует основное положение саткарья-вады следующим образом (шлока 9):

Ввиду непроизводимости не-сущего, подборки материала, невозникновения всего [из всего], возможности произвести [только] возможное, [наличия] бытия причины [у следствия] следствие [пред]существует[4].

В. К. Шохин указывает, что Ишваракришна систематизировал доказательства ряда важнейших онтологических теорий путём соположения пяти обоснований саткарья-вады[5]:

  1. то, чего нет, нельзя произвести;
  2. для получения определённого продукта необходимо заготовить специальный материал;
  3. всё не создают из всего;
  4. для любой производительной потенции существуют ограничения относительно её «компетентности»;
  5. следствие имеет ту же природу, что и его причина.

Саткарья-вада является одной из трёх моделей в индийской философии, которые описывают отношения между причиной и следствием[6]. Её противоположность — асаткарья-вада, согласно которой следствие не содержится в причине. Этой доктрины придерживаются ньяя, вайшешика, хинаяна, материалистические системы и, отчасти, миманса. Третья доктрина известна под названиями садасаткарья-вада и анеканта-вада. Согласно анеканта-ваде, следствие одновременно и существует, и не существует в причине. Это зависит от того, кто и под каким углом зрения рассматривает данную проблему. Анеканта-вада является общепринятой доктриной в джайнизме. К ней близка философия основателя одной из школ мимансы по имени Кумарила-бхатта.

См. также

Примечания

  1. Лысенко В. Г. Саткарья-вада // Новая философская энциклопедия. Том третий. М., 2001. ISBN 5-244-00961-3. Интернет-версия статьи
  2. Циборан Л. Философия йоги. Попытка новой интерпретации (Пуруша как субъектное бытие в «Йогасутрах»). Варшава: Государственное научное издательство, 1972 К.: Самиздат, 1977; PSYLIB, 2004.
  3. Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия. Перевод с английского под редакцией В. И. Кальянова. Москва: Издательство иностранной литературы, 1954.
  4. Шохин В. К. Лунный свет Санкхьи. Санкхья-карика (Ишваракришна), Санкхья-карика-бхашья (Гаудапада), Таттва-каумуди (Вачаспати Мишра) (Серия «Ex Oriente Lux»). Москва: Ладомир, 1995. ISBN 5-86218-129-6
  5. Шохин В. К. Сутры философии санкхьи (Серия «Ex Oriente Lux»). Москва: Ладомир, Янус-К, 1997. 364 стр.
  6. Lochtefeld, James G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism. Volume one. A-M. The Rosen Publishing Group. New York, 2002. ISBN: 0-8239-3179-X

Wikimedia Foundation. 2010.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Саткарья-вада" в других словарях:

  • САТКАРЬЯ-ВАДА —     САТКАРЬЯ ВАДА (санскр. satkäryaväda учение о предсуществовании следствия [в причине]) доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарьяваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья вада утверждает, что …   Философская энциклопедия

  • ПАРИНАМА-ВАДА —     ПАРИНАМА ВАДА (санскр. parinдmavдda учение об изменении) разновидность доктрины предсуществования следствия в причине (саткарья вада), согласно которой причина реально, а не иллюзорно модифицируется в свои, изначально заложенные в ней… …   Философская энциклопедия

  • Асаткарья-вада — (санскр. असत्कार्यवाद, asatkāryavāda IAST, «учение о не[пред]существовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие не заключено в причине[1]. В соответствии с этой моделью, следствие не… …   Википедия

  • Свабхава-вада — (санскр. स्वभाववाद, svabhāvavāda IAST, «доктрина собственной природы») учение о естественном законе в индийской мысли, исключающее трансцендентную духовную основу мироздания и отрицающее значимость его причинностного обоснования[1]. Центральным… …   Википедия

  • Анеканта-вада — (санскр. अनेकान्तवाद, anekāntavāda IAST, букв. «учение о не исключительности») основной принцип джайнизма, утверждающий, что реальность воспринимается по разному в зависимости от точки зрения на неё, и никакая из точек зрения на реальность не… …   Википедия

  • ВИВАРТА-ВАДА —     ВИВАРТА ВАДА (санскр. vivarta vàda учение о видимости) концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья аады (букв. учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …   Православная энциклопедия

  • Астика и настика — Астика (санскр. आस्तिक) и Настика (санскр. नास्तिक)  технические термины в индуизме, используемые для классификации философских школ (даршан) в соответствии с занимаемыми этими школами позициями по отношению к авторитету Вед. Название… …   Википедия

  • ВАРШАГАНЬЯ —     ВАРШАГАНЬЯ (санскр. Vârsaganya, букв. “Свита Дождя”) философ предклассической санкхьа, живший в 3 4 вв., глава одной или нескольких школ, с которым связаны попытки унификации многих существенно важных доктрин учения. Фрагменты работ… …   Философская энциклопедия

  • “САНКХЬЯ-КАРИКА” —     “САНКХЬЯ КАРИКА” (санскр. Samkhya karikâ) канонический текст санкхьи, составленный, вероятно, в 4 5 вв. Ишваракришной брахманом из Кошалы (Северо Восточная Индия) или странствующим аскетом. “Санкхья карику”, содержащую от 69 до 73 стихов (у… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»