САТКАРЬЯ-ВАДА

САТКАРЬЯ-ВАДА
САТКАРЬЯ-ВАДА
    САТКАРЬЯ-ВАДА (санскр. satkäryaväda — учение о предсуществовании следствия [в причине]) — доктрина причинности в индийской философии, противостоящая асаткарьяваде (учению о непредсуществовании следствия [в причине]). Саткарья-вада утверждает, что в этом мире ничто не возникает и не исчезает, а только переходит из латентного состояния в проявленное. Разделяется санкхьей, ведантой и мимансой. В санкхье формулируется следующим образом: “Поскольку то, чего нет, не может возникнуть, поскольку [следствие] нуждается в причине, поскольку все не возникает из всего, поскольку причина производит только то, что соответствует ее потенциалу, и [следствие] имеет природу причины, — следствие предсуществует” (“Санкхья-карики” 9). Саткарья-вада в санкхье тесно связана с концепцией Пракрити — внутренне динамичной природы, содержащей в скрытом виде всю структурированную вселенную. Ничего не возникает из ничего (ср. nihilo ex nihil fit). Эволюция Пракрита — это особая внутренняя модификация (паринама), которая постепенно проявляет, материализует заложенные в нее потенции (отсюда другое название саткарья-вады — паринама-вада}. В мимансе саткарья-вада принимает форму учения о вечном слове Вед (шабда), которое манифестируется в эмпирических словах и звуках. Радикальную трактовку саткарья-вады предлагает Шанкара — для него модификация причины в следствие является не более чем иллюзией (см. Виварта-вада).
    В. Г. Лысенко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "САТКАРЬЯ-ВАДА" в других словарях:

  • Саткарья-вада — (санскр. सत्कार्यवाद, satkāryavāda IAST, «учение о предсуществовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие заключено в причине[1]. Согласно этой модели, следствие не возникает из ничего …   Википедия

  • ПАРИНАМА-ВАДА —     ПАРИНАМА ВАДА (санскр. parinдmavдda учение об изменении) разновидность доктрины предсуществования следствия в причине (саткарья вада), согласно которой причина реально, а не иллюзорно модифицируется в свои, изначально заложенные в ней… …   Философская энциклопедия

  • Асаткарья-вада — (санскр. असत्कार्यवाद, asatkāryavāda IAST, «учение о не[пред]существовании следствия [в причине]»)  теория причинности в индийской философии, согласно которой следствие не заключено в причине[1]. В соответствии с этой моделью, следствие не… …   Википедия

  • Свабхава-вада — (санскр. स्वभाववाद, svabhāvavāda IAST, «доктрина собственной природы») учение о естественном законе в индийской мысли, исключающее трансцендентную духовную основу мироздания и отрицающее значимость его причинностного обоснования[1]. Центральным… …   Википедия

  • Анеканта-вада — (санскр. अनेकान्तवाद, anekāntavāda IAST, букв. «учение о не исключительности») основной принцип джайнизма, утверждающий, что реальность воспринимается по разному в зависимости от точки зрения на неё, и никакая из точек зрения на реальность не… …   Википедия

  • ВИВАРТА-ВАДА —     ВИВАРТА ВАДА (санскр. vivarta vàda учение о видимости) концепция причинности, выдвинутая в адвайтаведанте Шанкары. Считается одним из вариантов саткарья аады (букв. учение о реальности следствия), т.е. учения о том, что следствие уже… …   Философская энциклопедия

  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …   Православная энциклопедия

  • Астика и настика — Астика (санскр. आस्तिक) и Настика (санскр. नास्तिक)  технические термины в индуизме, используемые для классификации философских школ (даршан) в соответствии с занимаемыми этими школами позициями по отношению к авторитету Вед. Название… …   Википедия

  • ВАРШАГАНЬЯ —     ВАРШАГАНЬЯ (санскр. Vârsaganya, букв. “Свита Дождя”) философ предклассической санкхьа, живший в 3 4 вв., глава одной или нескольких школ, с которым связаны попытки унификации многих существенно важных доктрин учения. Фрагменты работ… …   Философская энциклопедия

  • “САНКХЬЯ-КАРИКА” —     “САНКХЬЯ КАРИКА” (санскр. Samkhya karikâ) канонический текст санкхьи, составленный, вероятно, в 4 5 вв. Ишваракришной брахманом из Кошалы (Северо Восточная Индия) или странствующим аскетом. “Санкхья карику”, содержащую от 69 до 73 стихов (у… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»