ЭЛЕГИЯ


ЭЛЕГИЯ
   • Elegīa,
         τα ελεγει̃α, позже ή ελεγεία, род лирической поэзии. Έλεγει̃ον означает двустишие, соединение гекзаметра и пентаметра, и под τα ελεγει̃α или ή ελεγεία греки понимали всякое написанное двустишиями стихотворение, без всякого отношения к содержанию. Поэтому в греческой Э. не следует искать нынешнего значения печальной песни, хотя слово ελεγος (неизвестной этимологии), которое положено в основу слова ελεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Но т. к. Э. сначала не пелась, но читалась нараспев, то является вопрос, каким образом Э., не имевшая первоначально ничего общего с ελεγος, получила от него свое имя. Э. образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос; она была первым робким шагом от эпоса к лирике; в ней поэт, скрывающийся в эпической поэзии за самым сюжетом, взятым из прошлого, выступает сам со своими желаниями и чувствами и затрагивает настоящее. Но до свободного, высокого полета мыслей, который царил в развившейся лирике, элегики не поднимались; сюжеты, в которых они вращались, не охватывающие, как у эпиков, величественной картины жизни народов и великих катастроф целых племен, но избранные из ближайшей окружности, из отечества во более узком смысле, все еще настолько пленяли душу поэта, что его индивидуальность могла играть только второстепенную роль. Этому соответствует и близкое родство элегического двустишия с эпическим метром. Также и по языку и диалекту Э. примыкает к эпосу; в ней господствует, с небольшими отступлениями, эпически-ионический диалект. Можно различить три периода в элегической поэзии по племенам, которые ею занимались. Первое начало принадлежит ионийцам, за ними последовали аттики и в заключение явились александрийцы. Основателем Э. у греков считался обыкновенно Каллин Эфесский ок. ол. 1 (776 до Р. X.) или, по мнению других, несколько позже. О жизни его нам не известно ничего; до нас дошла еще от него одна Э. воинственного характера, в которой он пробуждает своих вялых соотечественников к мужественной борьбе против врагов. Вероятно, и его остальные Э. имели воинственный или политический характер, как Э. его ближайших последователей, Тиртея, Солона, Феогниса и отчасти Архилоха (см. Iambographi, Ямбографы), Мимнерма, Ксенофана. К древнейшим элегическим поэтам принадлежит также Асий Самосский, бывший вместе с тем и эпиком (см. Parodia, Пародия). Политическая Э. любила вставлять краткие изречения (гномы, сентенции) политического и мифического характера, как добытые результаты житейской мудрости; поэтому вышеназванные поэты, как Солон, Феогнис и Ксенофан, называются также гномическими поэтами. Со временем Э. удалилась от политической жизни в более скромный круг частной жизни, вследствие чего потом возникла симпотическая (застольная), эротическая (любовная) и френетическая (печальная) Э. Начатки симпотической Э. видны уже у Архилоха, френетическую особенно развил Симонид Кеосский, эротическую Мимнерм. Предшественником александрийского искусства был Антимах; особенно выдавались Александр Этолийский, Гермесинакт, Фанокл, Эратофен, Филета и Каллимах. Э. сделалась более ученым родом поэзии и имела большое влияние на римскую Э., особенно на Проперция. Э., особенно политические, читались отчасти в больших публичных собраниях, но большинство — на праздничных пирушках (симпосиях). На последних громкому, живому чтению предшествовала игра на флейте, и тою же игрою оно прерывалось время от времени. В позднейшие времена, вероятно, френетические Э. сочинялись для пения с аккомпанементом флейт. Лучшее собрание фрагментов греческих элегиков: Bergk, poet. lyr. Graeci, p. II (4-e изд., 1882); Хрестоматия; Schneidewin (1838) и в Антологиях Stoll'я и Buchholz'a. В Риме Э. особенно процветала во времена после Республики. Катулл первый между элегиками, за ним следует Корнелий Галл; особенно выдаются Тибулл, Проперций и Овидий, и еще в 1 в. от Р. X. Э. была модным родом поэзии. Особенно процветала эротическая Э.

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер. . 1914.

Синонимы:

Смотреть что такое "ЭЛЕГИЯ" в других словарях:

  • ЭЛЕГИЯ — (греч. elegeia, от elegos плачевный, жалобный). Лирическое стихотворение, выражающее грустное настроение души; обыкновенно состояло из чередующихся гекзаметра и пентаметра. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Элегия — (Санкт Петербург,Россия) Категория отеля: 3 звездочный отель Адрес: Улица Рубинштейна 18, Цен …   Каталог отелей

  • элегия — См …   Словарь синонимов

  • Элегия —     ЭЛЕГИЯ стихотворение с характером задумчивой грусти. В этом смысле можно сказать, что бопылая часть русской поэзии настроена на элегический лад, по крайней мере, исключая поэзию новейшего времени. Этим, конечно, не отрицается, что в нашей… …   Словарь литературных терминов

  • элегия — и, ж. élégie f. <гр. elegeia. 1. Лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью. БАС 1. Элегия. Род стихотворного сочинения, которым описуются печальныя или полюбовныя дела. Кантемир. Для чего любители, которые знают, что больше… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Элегия — занимает значит. место в лирике Л. В антич. поэзии Э. называлось стих., написанное особым размером элегич. дистихом; в новой лит ре Э. признают всякое стих., заключающее в себе размышления поэта и выражение его чувств, преим. печальных. В. Г.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ЭЛЕГИЯ — (греч. elegeia) ..1) жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) стихотворение грустного содержания. В новоевропейской поэзии сохраняет… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЭЛЕГИЯ — ЭЛЕГИЯ, элегии, жен. (греч. elegeia). В античной поэзии стихотворение, написанное двустишиями определенной формы, первонач. разнообразного содержания, а впоследствии, в римской поэзии, преим. любовного содержания и печального тона (лит.). || В… …   Толковый словарь Ушакова

  • ЭЛЕГИЯ — ЭЛЕГИЯ, и, ж. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • ЭЛЕГИЯ — жен. жалобное, грустное, унылое стихотворенье. В первой четверти этого века было много элегических писателей. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • Элегия — (греч. elegeia) лирическое стихотворение грустного,задумчивого настроения: таково содержание, обычно вкладываемое теперь вслово, имевшее в прежней поэтике и иное значение. Этимология его спорна:его производят от предполагаемого припева elege… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Книги

  • Элегия, Op. 8, А. Глазунов. Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr "Elegy, Op. 8" . Жанры: Elegies; Funeral music; For orchestra; Scores featuring the orchestra; For piano 4 hands (arr); Scores featuring the… Подробнее  Купить за 477 руб
  • Элегия, Op. 4, Падеревский Игнаций Ян. Репринтное нотное издание Paderewski, Ignacy Jan "Elegie, Op. 4" . Жанры: Elegies; Funeral music; For piano; Scores featuring the piano; For 1 player. Мы создали специально для Вас, используя… Подробнее  Купить за 459 руб
  • Элегия, Op. 44, А. Глазунов. Репринтное нотное издание Glazunov, Aleksandr "Elegia, Op. 44" . Жанры: Elegies; Funeral music; For viola, piano; Scores featuring the viola; Scores featuring the piano; For 2 players. Мы… Подробнее  Купить за 242 руб
Другие книги по запросу «ЭЛЕГИЯ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.