"Ночь. I", "Ночь. II", "Ночь. III"


"Ночь. I", "Ночь. II", "Ночь. III"
«НОЧЬ. I», «НОЧЬ. II», «НОЧЬ. III», цикл филос. стихов раннего Л. (1830). Поэт мучительно и напряженно ищет разгадку великой тайны жизни и смерти, стремится к самопознанию, определению своего отношения к миру, к Вселенной. В год создания этих стихов Л. был, по словам Е. А. Сушковой, «неразлучен с огромным Байроном». «Ночи» часто считают «прямыми сколками» (Нольман М.) с произв. Дж. Байрона «Тьма» и «Сон». Действительно, у лермонт. стих. (особенно двух первых) и стихов Байрона общая идейно-филос. основа — мысль о неотвратимости судьбы, об ожидающем человека бессмысленном и жестоком конце (см. Судьба, Смерть в ст. Мотивы). Сближает их и метрич. форма — безрифменный пятистопный ямб, и жанровый тип — полуповествоват., полумедитативный монолог, рассказ об увиденном во сне. Однако содержание сна у Л. и Байрона различно. Картины гибели жизни на земле Байрон воспринимает как наблюдатель. У Л. авторское "Я" — гл. действующее лицо. В отличие от Байрона, поэт близок к бунту против мирового порядка и земного существования, исполненного скорби, зла и тления, превращающего человека в прах: "И я хотел изречь хулы на небо" ("Ночь. I") (см. Богоборческие мотивы). «Ночь. III» в меньшей степени связана с Байроном. В стих. дан романтич. образ страдальца; одиночество в мире — гл. источник страдания и пессимизма героя; Л. отходит от принятой им формы снов, оставляет белый стих и обращается к обычному рифмованному. В лит-ре есть попытки указать др. источники лермонт. «Ночей». Так, Н. Любович называет источником стих. Л. религиозно-дидактич. поэму Э. Юнга «Жалоба, или Ночные думы о жизни, смерти и бессмертии», разделенную на девять глав: «Ночь. I», «Ночь. II», «Ночь. III» и т.д. Ночь. I. Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 361—62, как первая ред. стих. «Смерть». Датируется по нахождению в тетради. Ночь. II. Автограф (черновой) — ИРЛИ, тетр. VI. Авторизов. копия — ИРЛИ, тетр. XX. Впервые — «ОЗ», 1859, № 11, отд. I, с. 251—52. Датируется по нахождению в тетр. VI. Ночь. III. Автограф — ИРЛИ, тетр. VI. В скобках — позднейшая приписка: «Сидя в Середникове у окна». Впервые — Соч. под ред. Висковатого, т. 1, 1889, с. 104. Датируется летом 1830 (пребывание Л. в Середникове).
Лит.: Федоров А. (1), с. 182—88; Нольман, с. 476; Любович (3), с. 82—90; Максимов (2), с. 39—41; Пейсахович (1), с. 423; Коровин (4), с. 26.

Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. — М.: Сов. Энцикл., 1981

Смотреть что такое ""Ночь. I", "Ночь. II", "Ночь. III"" в других словарях:

  • "Темно. Всё спит. Лишь только жук ночной" — «ТЕМНО. ВСЁ СПИТ. ЛИШЬ ТОЛЬКО ЖУК НОЧНОЙ», см. Ночь. I», «Ночь. II», «Ночь. III». Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч. ред. совет изд ва Сов. Энцикл. ; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л.,… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Власяница — или вретище (Апок. VI, 12) темного цвета грубая ткань, изготовлявшаяся из козьей шерсти. Из нее делали мешки (Быт. XLII, 25), равно как и одежды в форме мешка, надевавшиеся мужчинами и женщинами в знак печали (III Царс. XXI, 27; IV Пар. VI, 30;… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Середниково — СЕРЕДНИКОВО, подмосковная усадьба Столыпиных, расположенная на берегу р. Горетовки; теперь в б. усадьбе санаторий «Мцыри» (Окт. ж. д., ст. Фирсановка Моск. обл.). С. принадлежало Е. А. Столыпиной (по первому мужу Воейковой), вдове Д. А. Столыпина …   Лермонтовская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.