СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного – с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская разработка понятия света в его метафизическом и физическом аспектах характерна для ишракизма в силу его связи с древнеиранским наследием, прежде всего зороастризмом. Преобладающим термином для обозначения света служит «нӯр», менее частотный «д̣ав’» выражает скорее видимый свет, хотя ас-Сухравардӣ подчеркивает синонимичность этих терминов.
    Предпринятая в ишракизме попытка построения абсолютно монистичной философии опирается на понятие света, который рассматривается как единое и единственное начало мироздания («Свет светов»), начало всякой активности, начало познания и знания. Свет делится на чистый, или свет для себя, и акцидентальный, или свет для другого. Первый, метафизический, свет существует вне пространства и тел, второй внедрен в тела. Но, как именно свет, метафизический не отличается от физического, который существует в нашем мире в виде «лучей». Хотя признается, что лучи проистекают от «просветленных» космических тел, которые в силу этого оказываются и «светоносными», луч бестелесен, не перемещается в пространстве и представляет собой «фигуру». Противоположность света – «тьма» (з̣улм) – определяется как отсутствие света и не имеет никакого позитивного содержания. Вместе с тем помимо света приходится признать наличие его «носителей» в нашем мире, которые оказываются темными при отсутствии света. Их общим названием служит «преграда» (барзах), т.е. препятствие свету, отождествляемая в общефилософском лексиконе с первоматерией. Преграды субстанциальны и не порождены светом, поэтому искомый монизм фактически уступает место дуализму. Все светы равно просты и различаются только интенсивностью, благодаря чему объясняется множественность метафизических светов: их интенсивность убывает по мере умножения аспектов отражения нижестоящими светами вышестоящих.
    Вышестоящие светы «подчиняют» (к̣ахр) нижестоящие. Кроме того, свет подчиняет преграды. Причинность связывается исключительно со светом, воздействие которого преграды претерпевают. Ас-Сухравардӣ перестраивает аристотелевскую натурфилософию и физику в соответствии с необходимостью понимания света как фундаментального начала, противопоставленного преградам. Причиной природных явлений считается теплота, вызванная в конечном счете светом, любое движение, в т.ч. к природному месту, считается принудительным, и его причиной так или иначе оказывается свет. Т.о., свет объявляется истинной природой любого тела. Вместо стихий выступают три «основы» (’ус̣ӯл), т.е. три типа преград, классифицируемые в зависимости от степени противодействия свету: задерживающая, приглушающая и прозрачная. Огонь считается телом, благородным в силу того, что служит «талисманом» (т̣иласвета, – телом, в котором в земном мире живет метафизический свет, этим же светом и порожденный. Душа человека понимается как свет, распоряжающийся телом. Свет отождествляется с «явленностью» (з̣ухӯр) и, далее, с «яйностью» (’ана’иййа): человеческая душа, или «самость» (зат), постигает сама себя непосредственно и полно как свет. В силу простоты свет не имеет определения, он и не нуждается в нем, будучи наиболее явным из всего и составляя, т.о., начало знания. Не только самопознание, но и всякое познание связано с «озарением» (ишрак̣) человеческой души высшими светами. В силу субстанциального единства света любой свет познаваем для любого другого. Мистическое постижение описывается ас-Сухравардӣ как различные виды светового «сияния» (их насчитывается несколько десятков), сопровождаемые слуховыми и иными ощущениями и возникающие при соединении света-души человека с метафизическим светом.
    В суфизме понятия света и тьмы используются для иллюстрации категорий самостно-необходимого существования и абсолютного несуществования, а «тени» (з̣илл) как смешения света и тьмы – для категории «возможности». Свет рассматривается как метафорическое обозначение познавательного начала, однако в отличие от ишракизма признается непознаваемость наитончайшего света и постигаемость тьмы.
    А.В.Смирнов
    
    

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ." в других словарях:

  • СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СВЕТ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская… …   Философская энциклопедия

  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие элемента, воспринятое из Античности, претерпело определенную трансформацию. Выражалось термином “ унсур” (элемент), наряду с которым использовались “ асл” (основа) и “рукн” (столп), получившие …   Философская энциклопедия

  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     СУБСТАНЦИЯ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во первых, через самостоятельность и, во вторых, через способность принимать акциденции, хотя… …   Философская энциклопедия

  • ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ПРИРОДА В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим выражением понятия “природа” служили термины “таб ” и синонимичное “табй а”, понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним… …   Философская энциклопедия

  • СУБСТАНЦИЯ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — СУБСТАНЦИЯ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие субстанции (джавхар) использовалось уже мутазилитами (см. Калам). Субстанция определялась, во первых, через самостоятельность и, во вторых, через способность принимать акциденции, хотя имелось… …   Философская энциклопедия

  • ДУША В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражается термином «нафс». В классический период выделяются две линии трактовки души: одна сближает ее с понятием «зат» (самость, см. Сущность), с дальнейшим отождествлением самости с «я» (’ана) и «явленностью» (з̣ухур), с чем связано понимание… …   Философская энциклопедия

  • Институт Философии Российской Академии Наук — (ИФ РАН)    центральное научно исследовательское учреждение страны, ведущее исследования по осн. философским дисциплинам. Непосредственными предшественниками И. ф. являются философская секции созданной в 1918 г. Коммунистической (до 1924 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ИШРАКИЗМ —     ИШРАКИЗМ также “философия озарения”, “иллюминатнвизм” (от араб. ишрак озарение) одно из направлений классической арабо мусульманской философии. Ишракизм представляет собой переосмысление наследия доисламской иранской культуры, прежде всего… …   Философская энциклопедия

  • САГАДЕЕВ Артур Владимирович — (1931 1997) специалист по арабо мусульманской философии. Доктор филос. наук (1970), проф. (1991). Род. в Казани, окончил ближневосточный факультет Московского ин та востоковедения (1954). Работал в отделе вост. редких книг и рукописей Научной… …   Философская энциклопедия

  • ИШРАКИЗМ — (от араб. ишр озарение ) (философия озарения, иллюминативизм), одна из школ классической арабо мусульманской философии. Ишракизм стал результатом переосмысления наследия доисламской иранской культуры, прежде всего зороастризма, с монистических… …   Энциклопедия Кольера


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»