- СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
- СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
-
СВЕТ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Хотя мотивы света и тьмы и ассоциация светлого начала с познанием и справедливостью, а темного — с невежеством и притеснением составляют общее место и философии, и религиозной мысли ислама, философская разработка понятия света в его метафизическом и физическом аспектах характерна для ишракизма в силу его связи с древнеиранским наследием, прежде всего зороастризмом. Преобладающим термином для обозначения света служит “нур”, менее частотный “дав'” выражает скорее видимый свет, хотя ас-Сухраварди подчеркивает синонимичность этих терминов.Предпринятая в ишракизме попытка построения абсолютно монистичной философии опирается на понятие света, который рассматривается как единое и единственное начало мироздания (“Свет светов”), начало всякой активности, начало познания и знания. Свет делится на чистый, или свет для себя, и акцвдентальный, или свет для другого. Первый, метафизический, свет существует вне пространства и тел, второй внедрен в тела. Но, как именно свет, метафизический не отличается от физического, который существует в нашем мире в виде “лучей”. Хотя признается, что лучи проистекают от “просветленных” космических тел, которые в силу этого оказываются и “светоносными”, луч бестелесен, не перемещается в пространстве и представляет собой “фигуру”. Противоположность света — “тьма” (зулм) — определяется как отсутствие света и не имеет никакого позитивного содержания. Вместе с тем помимо света приходится признать наличие его “носителей” в нашем мире, которые оказываются темными при отсутствии света. Их общим названием служит “преграда” (барзах), т. е. препятствие свету, отождествляемая в общефилософском лексиконе с первоматерией. Преграды субстанциальны и не порождены светом, поэтому искомый монизм фактически уступает место дуализму. Все светы равно просты и различаются только интенсивностью, благодаря чему объясняется множественность метафизических светов: их интенсивность убывает по мере умножения аспектов отражения нижестоящими светами вышестоящих.Вышестоящие светы “подчиняют” (кахр) нижестоящие. Кроме того, свет подчиняет преграды. Причинность связывается исключительно со светом, воздействие которого преграды претерпевают. Ас-Сухравардй перестраивает аристотелевскую натурфилософию и физику в соответствии с необходимостью понимания света как фундаментального начала, противопоставленного преградам. Причиной природных явлений считается теплота, вызванная в конечном счете светом, любое движение, в т. ч. к природному месту, считается принудительным, • и его причиной так или иначе оказывается свет. Т. о., свет объявляется истинной природой любого тела. Вместо стихий выступают три “основы” Сусул), т. е. три типа преград, классифицируемые в зависимости от степени противодействия свету: задерживающая, приглушающая и прозрачная. Огонь считается телом, благородным в силу того, что служит “талисманом” (тиласм) света, — телом, в котором в земном мире живет метафизический свет, этим же светом и порожденный.Душа человека понимается как свет, распоряжающийся телом. Свет отождествляется с “явленностью” (зухур) и, далее, с “яйностью” ('ана'иййа): человеческая душа, или“самость” (зат), постигает сама себя непосредственно и полно как свет. В силу простоты свет не имеет определения, он и не нуждается в нем, будучи наиболее явным из всего и составляя, т. о., начало знания. Не только самопознание, но и всякое познание связано с “озарением” (ишрак) человеческой души высшими светами. В силу субстанциального единства света любой свет познаваем для любого другого. Мистическое постижение описывается ас-Сухравардй как различные виды светового “сияния” (их насчитывается несколько десятков), сопровождаемые слуховыми и иными ощущениями и возникающие при соединении света-души человека с метафизическим светом.В суфизме понятия света и тьмы используются для иллюстрации категорий самостно-необходимого существования и абсолютного несуществования, а “тени” (зилл) как смешения света и тьмы — для категории “возможности”. Свет рассматривается как метафорическое обозначение познавательного начала, однако в отличие от ишракизма признается непознаваемость наитончайшего света и постигаемость тьмы.А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.