ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ

ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
    ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим выражением понятия “природа” служили термины “таб'” и синонимичное “табй'а”, понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью. Мутазилиты (см. Калам) вырабатывают концепцию природы тела, которая определяет его характерные свойства (напр., цвет) и не может быть нарушена ничем, даже божественной волей.
    Ал-Фараби указывает, что природой может именоваться и материя, и форма, хотя вторая скорее, чем первая. В ишракизме природой любой вещи как вещи, взятой помимо ее “качеств” (кайфиййа), служит свет. В исмаилизме природа понимается как “струение светов” внеприродных Разумов в низшем, природном сущем, за счет чего объясняется появление жизни и разумности в “мире природы”. В суфизме термин “природа” по-прежнему используется, хотя острота противопоставления физического и метафизического здесь снимается.
    Действие согласно природе — табй'а устойчиво противопоставляется действию “по выбору” (ихтийар), т. е. в соответствии с волей. “Природное” (табй'ийй), особенно в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме, противопоставляется “внеприродному” (харидж, харидж 'ан ат-табй'а), или метафизическому Для природы характерна взаимная противоположность качеств первоэлементов, а следовательно, постоянная смена одних их смешений другими, благодаря чему природный мир оказывается “миром возникновения и гибели” ('алам ал-кавн ва-л-фасад), Термином “фитра” обозначается “врожденная природа”, однокоренное “фитрийй” (врожденный) служит для обозначения свойств, чаще всего знаний, которые человек имеет от рождения и, как правило, не может изменить, в силу чего “врожденное” нередко отождествляется с “неизбежным” (дарурийй; см. Знание). “Врожденному” противопоставляется “получаемое” (муктасаб, мустафад). Близкими к “фитра”, хотя и менее употребимыми, служат термины “джибилла” и “хилка”. “Хулк” (мн. ч. ахлак) использовано для передачи античного “нрав”, “темперамент” и употребляется преимущественно в литературе о нравах (см. Добродетель).
    А. В. Смирнов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ" в других словарях:

  • ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ —     ЭЛЕМЕНТЫ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Понятие элемента, воспринятое из Античности, претерпело определенную трансформацию. Выражалось термином “ унсур” (элемент), наряду с которым использовались “ асл” (основа) и “рукн” (столп), получившие …   Философская энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ — выражалось термином «харака». Оно понималось в широком смысле как изменение, а не только как физическое движение, состоящее в перемене места и именуемое также «нак̣ла» или «интик̣а̅л» (перемещение). Что касается понимания физического движения,… …   Философская энциклопедия

  • ВРЕМЯ — фундаментальное понятие человеческого мышления, отображающее изменчивость мира, процессуальный характер его существования, наличие в мире не только «вещей» (объектов, предметов), но и событий. В содержание общего понятия В. входят аспекты,… …   Философская энциклопедия

  • ДУША — (греч. psyhe, лат. anima) одно из центральных понятий европейской философии, в связи с разработкой которого вся иерархия бытия, жизни и мысли постепенно осваивается как в своих самых низких, так и самых высоких пластах и по отношению к которому… …   Философская энциклопедия

  • ИШРАКИЗМ —     ИШРАКИЗМ также “философия озарения”, “иллюминатнвизм” (от араб. ишрак озарение) одно из направлений классической арабо мусульманской философии. Ишракизм представляет собой переосмысление наследия доисламской иранской культуры, прежде всего… …   Философская энциклопедия

  • БЫТИЕ — филос. понятие, обозначающее наличие явлений и предметов самих по себе или как данности в сознании, а не содержательный их аспект. Может пониматься как синоним понятий «существование» и «сущее» или же отличаться от них теми или иными смысловыми… …   Философская энциклопедия

  • ДВИЖЕНИЕ — в широком смысле всякое изменение, в узком изменение положения тела в пространстве. Д. стало универсальным принципом в философии Гераклита («все течет»). Возможность Д. отрицалась Парменидом и Зеноном из Элей. Аристотель подразделил Д. на… …   Философская энциклопедия

  • УНИВЕРСАЛИИ — (от лат. universalis общий) общие понятия. В филос. проблеме онтологического и гносеологического статуса У. ставится вопрос о том, что такое реальное бытие, каким образом существует идеальное, как возможно рациональное понятийное познание, как… …   Философская энциклопедия

  • ВОЛЯ — (лат. voluntas, англ. will, ит. volonta, нем. Wille, фр. volonte) специфическая способность или сила, не вполне тождественная разуму или отличная от него. В истории европейской философии понятие В. имело два основных значения: 1) способность… …   Философская энциклопедия

  • КОРАН —         (араб. кур ан, букв. декламация, чтение), гл. источник вероучения ислама, собрание поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок. 570 632). Мухаммед сообщал их своим последователям, начиная с 609 в Мекке и Медине, как откровения бога,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»