- ХАРТСХОРН
- ХАРТСХОРН
-
ХАРТСХОРН (Hartshome) Чарльз (5 июня 1897, г. Китгеннинг, штат Пенсильвания, США — 9 октября 2000, г. Остин, штат Техас, США) — американский религиозный философ, создатель неоклассической метафизики. Закончил Гарвардский университет, изучал философию в университетах Марбурга и Фрейбурга. В 1925—28 преподавал в Гарвардском университете (ассистировал Λ Η. Уайтхеду), в 1928—55 — в Чикагском университете, в 1955—62 гг. — профессор философии в Эмори университете, с 1962 — в Техасском университете.В 1930—40-х гг. Хартсхорн опубликовал ряд работ, в которых проводил мысль, что идея Бога должна быть результатом рациональной рефлексии относительно не только человека, но и космического процесса. При обосновании своей философско-религиозной позиции апеллировал к науке и современным гносеологическим и логическим средствам. Он выступил с необычной для протестантской мысли заявкой на создание цельной теологически-метафизической системы, аналогичной системе Фомы Аквинского, в основу которой положил религиозно интерпретированные идеи философии А. Н. Уайтхеда. Свою позицию он называл “метафизикой становления и относительное ги”, “естественной теологией”, “неоклассической метафизикой”, “процесс-философией” и др. Хартсхорн считал правомерным классическое понимание метафизики как исследования бытия, но при условии построения ее не на субстанциалистских, а на процессуальных и релятивистских категориях — времени, становления, событийности и т. п. Возможность логически непротиворечивого обоснования метафизического и гносеологического реализма Хартсхорн связывает с принятием посылки о наличии континуума, объединяющего субъект и объект в познавательном опыте, которую дает панпсихизм: все (в т. ч. и считающиеся физическими) элементы опыта проникнуты “чувством” и “социальностью” (отсюда физику он предлагал включать в психологию, а не наоборот).Через “социальность” (или, в христианских категориях, “божественную любовь”) индивидуальный опыт человека переплетается с универсальным “божественным опытом”.В книгах “Божественная относительность: социальная концепция Бога” (The Divine Relativity: A Social Conception of God. New Haven, 1948), “Реальность как социальный процесс: исследования метафизики и религии” (Reality as Social Process: Studies in Metaphysics and Religion. Boston, 1953), “Логика совершенства и другие очерки по неоклассической метафизике” (The Logic of Perfection and the Other Essays m Neoclassical Metaphysics. La Salle, 1961) Хартсхорн, основываясь на идеях органицизма, панпсихизма и социальности, развивает теологию, которую называет панентеизмом. В противоположность классическому теизму, изображающему Бога как трансцендентное миру абсолютное бытие, а также пантеизму, растворяющему Бога в тотальности изменчивого мира, он приписывал Богудиполярную или “соотносительную” природу. Согласно его концепции, Бог есть творческий процесс познания собственного становления, развертывающийся в мире по мере актуализации заключенных в нем возможностей. Бог совершенен, но только в смысле имеющихся в нем потенций превосходить случайные и несовершенные события мира. В соотносительности Бога и мира воссоединяются полярности имманентного и трансцендентного, совершенства и ограниченности, активного и пассивного, случайного и необходимого, личностного и социального.В 1970—80-е гг. идеи неоклассической метафизики Хартсхорна получили дальнейшее развитие в “теологии процесса”, в работах его учеников — Дж. Кобба, С. Огдена, Д. Гриффина и др. В США создан Центр по изучению философии процесса, с 1971 издается журнал “Процессуальные исследования”, объединивший вокруг себя как протестантских, так и католических мыслителей. Философия Хартсхорна широко обсуждается в европейской религиозной мысли и оказала влияние на различные варианты “естественной теологии”.Соч.: Philosophy and Psychology of Sensation. Chi., 1934; Beyond Humanism: Essays in the New Philosophy of Nature. Chi.—N. Y, 1937; Man's 'Vision of God and the Logic of Theism. N. Y., 1937; Anselm's Discovery. La Salle, 1967; Creative Synthesis and the Philosophical Method. L., 1970; Omnipotence and Other Theological Mistakes. Albany (N. Y.), 1984; Wisdom as Moderation: A Philosophy of Middle Way. Albany (N. Y), 1987.Лит.; Юлим Н. С. “Неоклассическая метафизика” Чарльза Хартсхорна.— В кн.: Теология и философия в религиозной мысли США XX века. М., 1986, с. 106—118; ConnellyK. J. Whitehead Hartshome: Basic Metaphysical Issues. Wash., 1981; Ch. Hartshome's Concept of God. Dordrecht, 1990; ShofuerR. D. Anselm Revisited. A Study of the Role of the Ontological Argument in the Writings of Karl Barth and Charles Hartshome. Leiden, 1974; Becoming and Being: The Doctrine of God in Charles Hartshome and Karl Barth. Oxf, 1978; Existence and Actuality: Conversations with Charles Hartshome. Chi.—L., 1984.Н. С. Юлина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.