- “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
- “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ”
-
“ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ” — памятник древнекитайской мысли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н. э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентичными.В “Хань Фэй-цзы” соединены и развиты легистские доктрины Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого заимствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридического закона (фа), концепция “наград и наказаний” как основного метода управления, учение о примате земледелия и войны над всеми другими занятиями. У Шэнь Бухая почерпнута идея системы управления государственным аппаратом и принципы взаимоотношений с ним государя, который должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно “Ханъ Фэй-цзы”, Шэнь Бухай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников (гл. 43). Хань Фэй выступал за разрушение патронимических связей, т. к. существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотической власти; отстаивал идею допущения к государственной службе всякого способного претендента независимо от его происхождения (гл.44).Главным объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бухай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы “наград и наказаний” в “Хань Фэй-цзы” предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологических особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т. п. (гл. 48).Важная часта доктрины Хань Фэя — учение о мудром правителе, который не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они “превратят эту крупицу в сто крупиц” (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридического закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: “В государстве мудрого правителя нет книг ученых” (гл. 49). Одно из основных качеств правителя — скрытность: иногда разумнее “принизить свои способности”, дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников. Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, не допуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1).Политическое учение Хань Фэя опирается на развитую систему общетеоретических построений, выводящих этические нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даосской натурфилософии он обосновал необходимость следования дао как источнику и общей закономерности всего сущего (“дао — это то, что делает вещи такими, как они есть”, гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологическую разработку понятия “ли-принцип”, толкуя “принципы” как закономерности мироздания, обусловливающие качества отдельных вещей (размер, форму, вес, прочность), как “формирующий вещи узор (вэнь) [мироздания]” (Там же). Все множество “принципов” объемлется дао, которое в то же время “гибко и мягко” следует “принципам” вещного мира. “Отбрасывающий дао и ли” правитель неизбежно “потеряет свой народ и лишится богатств”, у выверяющего же свои действия по дао и ли как по циркулю и угольнику “нет дел, в которых он не добился бы успеха” (гл. 6).Лит.; Хань Фэй-цзы. В изд.: Чжу цзы цзи чэн, т. 5. Пекин, 1956; Чэнь Цию. Хань Фэй-цзы цзи ши (“Хань Фэй-цзы” с собр. комментариев), т. 1—2. Шанхай, 1958; Хань Фэй-цзы (Об управлении государством. О дао и дэ. Гносеология, воззрения), пер. М. Л. Титаренко.— В кн.: Антология мировой философии, т. 1, ч. 1. M., 1969; Из книги “Хань Фэй-цзы”, пер. И. Лисевича.— В кн.: Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973; Хань Фэй-цзы (гл. 8, 11, 12, 43, 49, 50 - пер. Ε. Π. Синицына; гл. 20 — пер. В. С. Спирина).— В кн.: Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973; История китайской философии. М„ 1989, с. 163—84. См. также лит. к ст. Легиш.Л. С. Переломов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.