УДДЙОТАКАРА

УДДЙОТАКАРА
УДДЙОТАКАРА
    УДДЙОТАКАРА (санскр. Uddyotakara) (6—7 вв.) — индийский философ, автор субкомментария к “Ньяя-сутрам” (комментарий к “Ньяя-бхашье” Ватсьяяны) под названием “Ньяяварттика”. Называл себя жителем Шругхны (Пенджаб) и учителем шиваитов-пашупатов. Уточнения положений “Ньяябхашьи” у Уддйотакары отличаются утонченностью: так, он пытается показать, чтоВатсьяяна говорит не о бесконечном множестве вещей в мире, но о бесчисленных задачах, решаемых с помощью источников знания. Уодйотакара демонстрирует подробнейшую систематизацию тем и доктрин ньяи в постоянной полемике с ее оппонентами, прежде всего с идеалистической буддийской школой Дигнаги, который в свое время критиковал положения Ватсьяяны. Для схоластического мышления Уддйотакары характерна система развернутых делений предметов дискурса ньяи: он различает две задачи человеческой жизни — удовольствие и прекращение страданий, 21 “опору” страдания, видимое и невидимое конечное благо, два вида “освобождения”; 6 видов связи чувства и объекта, составляющих основу восприятия (в которых варьируются сочетания внешнего контакта и внутреннего — ингеренции); ошибочных же позиций среднего термина силлогизма он насчитывает 2032 разновидности. Полемизируя с определениями логического вывода у буддистов и санкхьяиков, Уддйотакара отвергает одно из важнейших достижений школы Дигааги — концепцию вьяпти. Более конструктивной была его критика буддийской концепции апоха-вады и обоснование существования Атмана.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "УДДЙОТАКАРА" в других словарях:

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • АНУМАНА —     АНУМАНА (санскр. anumàna, anu mà измерять вслед за чем то или в соответствии с чем то) термин индийской логики и эпистемологии, обозначающий логический вывод, считавшийся вторым после восприятия источником достоверного познания (прамана).… …   Философская энциклопедия

  • ДЖАЛПА —     ДЖАЛПА (санскр. jalpa болтовня) одиннадцатая категория ньяи, второй вид диспута, наиболее близкий к софистике. В “Ньяя сутрах” джалпа определяется как дискуссия (вода) с добавлением некоторых некорректных приемов: “джалпа наделена… …   Философская энциклопедия

  • ДОШИ —     ДОШИ (санскр. dosa, пали dosa порок, ошибка) Ι. Обозначение корневых аффектов, обусловливающих трансмиграцию и страдания индивида (сансара). Согласно “Ньяя сутрам”, доши генераторы активности, укорененные в свою очередь в ложном знании… …   Философская энциклопедия

  • ПРАЙОДЖАНА —     ПРАЙОДЖАНА (санскр. prayojana намерение; четвертая категория ньяи, отражающая ее понимание познания как пракгическо предметной деятельности; мотив, стимул как познавательио деятельностная установка. В *Ньяя сутрах” прайоджана определяется как …   Философская энциклопедия

  • “ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ” —     “ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ” (санскр. “Pramвnasamuccaya” “Сборник афоризмов об источниках достоверного познания”) самая важная работа Дигнаги, синтезирующая его отдельные эпистемологические и логические концепции, излагавшиеся в разных сочинениях.… …   Философская энциклопедия

  • ПУРУШАРТХА —     ПУРУШАРТХА (санскр. purusartha цель человека) важнейшая категория индуистского мировоззрения и индийской “практической философии”, означающая основные цели человеческого существования. Первые свидетельства о пурушартае восходят ко 2 в. до н.… …   Философская энциклопедия

  • САНШАЯ —     САНШАЯ (санскр. samsaya со(по]лохение) третья категория ньяа, сомнение как общее основание познавательной установки. В “Иьяя сутрах” саншая определяется как “раздвоение мысли, зависимое от особенностей [предмета], вследствие [наблюдения]… …   Философская энциклопедия

  • СИДДХАНТА —     СИДДХАНТА (санскр. siddhänta утвержденный конец) шестая категория ньяи, философская доктрина, “догма”. В “Ньяя сутрах” сиддханта определяется как установление того или иного положения на основании: 1) определенного учения, 2) других положений …   Философская энциклопедия

  • ХЕТВАБХАСА —     ХЕТВАБХАСА (санскр. hetvдbhдsa видимость аргумента) в индийской логике мнимое основание, т. е. некий материальный факт, который по ошибке выдвигается в качестве основания логического вывода (хету). Строго говоря, хетвабхасы даже нельзя… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»