САНШАЯ

САНШАЯ
САНШАЯ
    САНШАЯ (санскр. samsaya —со(по]лохение) — третья категория ньяа, сомнение как общее основание познавательной установки. В “Иьяя-сутрах” саншая определяется как “раздвоение мысли, зависимое от особенностей [предмета], вследствие [наблюдения] общих и частных свойств, расхождения мнений и неопределенности в восприятии и невосприятии” (1.1.23). Эти пять разновидностей или причин саншаи подвергаются критическому исследованию, в результате которого устанавливается, что не следует ни отвергать сомнение как таковое, ни допускать его “безграничность” (II. 1.1—7). Ватсьяяна характеризует его как лишь общее знакомство с предметом, провоцирующее вопрос: “Что это такое?”, и прямо связывает его с появлением альтернатив. Он предлагает следующую интерпретацию пяти “пунктов” саншаи, которые считает его разновидностями: 1) наблюдение общих свойств предметов при ненаблюдении специфических: когда мы сомневаемся, видим ли столб или человека; 2) констатация определенного свойства объекта, не позволяющая решить вопрос о его природе: зная, чтозвук производится разьединением предметов, мы не можем определить, является ли он субстанцией, качеством или движением; 3) наличие конкурирующих способов решения проблемы: одни считают, чтоАтман есть, а другие — что его нет; 4) наблюдение объекта не позволяет определить его: является ли видимая нами вода реальной или фантомом; 5) ненаблюдение объекта: является ли реальной или фантомной не видимая нами вода. Уддйотакара, напротив, видит в пяти “пунктах” причины сомнения, которые сводит к трем: 1) предметы воспринимаются, но неясно; 2) общая характеристика наличествует и в искомом предмете, и в других; 3) имеет место познание различных характеристик различных вещей. Вайшешик Прашастапада подвергает критике пункт 3 Ватсьяяны (в т. ч. и на том основании, что всегда можно определить, какой из двух способов решения вопроса является предпочтительным). Найяик же Удаяна принимает здесь интерпретацию Ватсьяяны.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "САНШАЯ" в других словарях:

  • НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …   Философская энциклопедия

  • Ньяя-сутры — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога …   Википедия

  • Ньяя-сутра — Статья из раздела Философия индуизма Школы Санкхья · Йога · Ньяя · Вайшешика · Пурва мимамса · Веданта (Адвайта · Виш …   Википедия

  • НИРНАЯ —     НИРНАЯ (санскр. тграуа изыскание) девятая категория ньяи, исследование проблемы путем анализа ее альтернативных решений. В “Ньяя сутрах” нирная характеризуется как “определение предмета при сомнении [о нем] через рассмотрение] двух… …   Философская энциклопедия

  • “НЬЯЯ-СУТРЫ” —     “НЬЯЯ СУТРЫ” (санскр. Nyaya sutrдni) базовый текст философской системы ньяя, приписываемый мыслителю Готаме (Акшапада). В целом кодификация текста “Ньяя сутр” была завершена, вероятно, к 3 4 вв., хотя “спорные” сутры обсуждались найяиками и… …   Философская энциклопедия

  • «НЬЯЯ-СУТРЫ» — (санскр. Nyāya sūtrāṇi) – базовый текст философской системы ньяя, приписываемый мыслителю Готаме (Акшапада). В целом кодификация текста «Ньяя сутр» была завершена, вероятно, к 3–4 вв., хотя «спорные» сутры обсуждались найяиками и значительно… …   Философская энциклопедия

  • ПРАМА–АПРАМА — (санскр. pramā–apramā, от корня mā – измерять, приставки pra и ā – отрицание) – в индийской философской школе ньяя общее обозначение достоверного и недостоверного знания. Прама есть результат действия четырех источников (прамана) – восприятия ( …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»