“ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ”

“ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ”
“ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ”
    “ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ” (санскр. “Pramвnasamuccaya” — “Сборник афоризмов об источниках достоверного познания”) — самая важная работа Дигнаги, синтезирующая его отдельные эпистемологические и логические концепции, излагавшиеся в разных сочинениях. Состоит из 200 стихов-карик и комментария в прозе. Содержит шесть глав: (1) о восприятии, (2) о выводе “для себя”, (3) о силлогизме, (4) анализ подходящих и неподходящих примеров силлогизмов, (5) о значении слов, (6) увертки. Большая часть текста посвящена критике невиджнянавадинов. Дигнага различает в первой главе чистое восприятие как познание единичного и вывод как познание общего через ментальное конструирование, защищает тождество источника знания и полученного с его помощью результата-знания, за что его неоднократно критиковали небуддисты. В логической части трактата (главы 2,3, 4 и 6) вводится разделение вывода на “для себя” (как познания объекта по его логическому знаку) и “для других” (как доказательства выведенного через выдвижение тезиса, приведение основания и примера). Названное разделение вывода впоследствии будет подхвачено не только в буддийских школах логики, но и их оппонентами. Далее рассматривается природа выводимого, приводится таблица оснований вывода, даются определения примеров “по сходству” и “по несходству”, вводится правило трехаспектности среднего термина, защищается трехчленная структура силлогизма и характеризуются 15 видов уверток и контраргументов в ходе опровержения. В пятой главе, посвященной теории значений, Дигнага доказывает, что слово ничего не сообщает нам о сущности вещей, оно только отличает обозначаемый им предмет от других предметов. Напр., слово “корова” обозначает просто те объекты, которые не являются не-коровой, и ничего не говорит нам об индивидуальных или каких-либо общих реально существующих качествах коровы.
    Идеи Дигнага оказали влияние как на буддийские, так и на брахманистские школы лотки. И при жизни, и много веков спустя у него заимствовали идеи и с ним спорили найяики Уддйотакара, Кумарила Бхатта, Джаянта Бхатта, джайн Маллавадин, вайшещик Прашастапада и многие другие. “Праманасамуччая” сохранилась в двух тибетских переводах (11 и 15 вв.) с комментарием Джинендрабуддхи. Текст чрезвычайно сложен для понимания, т. к. предназначен адептам буддизма, получившим специальную логическую подготовку.
    И. А. Панаева

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "“ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ”" в других словарях:

  • «ПРАМАНАСАМУЧЧАЯ» — (санскр. «Pramāṇasamuccaya» – «Сборник афоризмов об источниках достоверного познания») – самая важная работа Дигнаги, синтезирующая его отдельные эпистемологические и логические концепции, излагавшиеся в разных сочинениях. Состоит из 200 стихов… …   Философская энциклопедия

  • дигнага — (ок. 450 520) основатель инд. школы йогачара мадхьямика и будд.логики. Уроженец Канчи в Южн. Индии. В буддизм обращен учителем из хинаянистической школы ватсипутриев, затем учился у Васубандху, с к рым разошелся в вопросах логики. Снискал себе… …   Буддизм

  • ДИГНАГА — (санскр. Dignaga) основатель школы буддийской логики. Род. близ Канчи (Юж. Индия), принадлежал вначале к «неортодоксальному» буддийскому течению ватсипутриев (допускавших, наряду с дхармами, также псевдо Я), затем покинул их, изучал в Наланде… …   Философская энциклопедия

  • Дигнага — в галерее статуй буддийских философов рядом с Золотой Обителью Будды Шакьямуни (Элиста) Дигнага (санскр. दिग्नाग; (mahā )dignāga, dignāga; …   Википедия

  • Список логиков —   Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не ус …   Википедия

  • ПАНЧАВИДХАКАЛЬПАНА —     ПАНЧАВИДХАКАЛЬПАНА (санскр. pancavidhakalpanд пятеричная конструкция [разума]) категориальная система йогачары, реконструированная Ф. И. Щербатским из основного сочинения Дигнаги “Праманасамуччая” (1.2), комментария Камалашилы к… …   Философская энциклопедия

  • ДИГНАГА — [санскр. ], виднейший представитель буддийского идеализма йогачары (виджнянавада), основатель школы буддийской эпистемологии и логики. Его деятельность относится, по совр. датировкам, к нач. VI в. Род. близ г. Канчи (Канчипурам) в Юж. Индии,… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»