- “ЙОГА-СУТРЫ”
- “ЙОГА-СУТРЫ”
-
“ЙОГА-СУТРЫ” (санскр. yoga-sutrani) — базовый текст классической йоги, приписываемый Патанджали и датируемый (исходя из полемических пассажей) примерно 4—5 вв., состоит из четырех разделов. В разделе I йога определяется как “преодоление колебаний сознания”, результатом чего должно быть “установление в себе” духовного начала — пуруши: до этого он принимает формы этих “колебаний”. Далее следуют классификация указанных “колебаний”, стратегия их преодоления и приближения к концентрации сознания, доказательства существования и характеристика высшего Пуруши (Ишвара), анализ препятствий на пути к успокоению сознания, достижение “стабильности” сознания и “инсайта”. В разделе II излагается учение об аффектах сознания {клеши) — основного препятствия на пути к “освобождению”, о карме (как результате аффектов), а также четырехчастная модель: страдание, причина страданий, избавление от него и средства этого избавления (ср. четыре благородные истины в буддизме). В том же разделе излагаются первые 5 ступеней восьмеричного тренинга йоги — воздержание от основных страстей, а также культивирование правильных духовной практики, положений тела, дыхательных упражнений и освобождения чувств от воздействия на них внешних объектов. В разделе III рассматриваются 3 высшие стадии йогического тренинга — удержание сознания в одной точке, ступень созерцания и концентрация — с различением предварительной и высшей (“бессеменной”). Основное содержание этого раздела составляет подробное перечисление тех оккультных “сверхсил” (вибхути), которых рекомендуется достигать различными применениями концентрации сознания к различным сферам микро- и макрокосма. В последнем, IV разделе рассматривается происхождение “сверхспособностей”, карма и ее латентные “следы”. Составитель “Йога-сутр”, настаивая на объективности внешних вещей, полемизирует с буддийскими идеалистами, эту объективность отрицающими. Текст завершается характеристиками конечного “освобождения” пуруши.В. К. Шохин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.