- ЙОНАС
- ЙОНАС
-
ЙОНАС (Jonas) Ханс (10 мая 1903, Монхенгладбах, Германия — 5 февраля 1993, Нью-Рошелл, США) — немецко-американский философ. Учился у Гуссерля, Хайдеггера и Бультмана. Защитил докторскую диссертацию в Гетгингенском университете по проблеме интерпретации свободной воли у Августина. Из-за еврейского происхождения в 1933 эмигрировал в Великобританию, в 1935 — в Палестину, где занимался изучением гностицизма и его роли в закате античности. В годы 2-й мировой войны сражался в армии Великобритании в рядах “Еврейского батальона”. В 1946 переехал в Канаду, а в 1954 — в США, где в 1955—76 был профессором Новой школы социальных исследований (Нью-Йорк), затем преподавал в университетах Принстона, Гарварда и др.В США Йонас работал в области философии биологии; наряду с этим занимался критикой картезианского дуализма, философии сознания и технократического стиля мышления с позиций, близких фундаментальной онтологии Хайдеггера. На основе “единой теории бытия” разработал онтологические основания этики, которая отвергала традиционный этический “антропоцентризм”, сводивший проблему моральной ответственности исключительно к отношениям между людьми. Природа, в том числе и как основа бытия человека, рассматривается Йонасом в качестве своеобразного “субъекта” морали. Одновременно он переосмысляет понятие человеческого действия, которое в современных условиях бурного развития технологий должно трактоваться с учетом его необратимых, ближайших и отдаленных последствий как для самого действующего субъекта (технологии преобразуют не только вещи, но и людей), так и для его “предмета” воздействия (природного или человеческого).Йонас сформулировал этический императив ответственности для “технократического века”, оказавший глубокое влияние на развитие экологической этики: “Поступай так, чтобы последствия твоих действий были совместимы с непрерывностью последующей жизни человека на земле”. Одновременно Йонас предложил понятие этической “эвристики страха”, согласно которой попытка определить общее благо (основу совместного морально ответственного действия) позитивно приводит к раздорам между людьми, придерживающимися различных религиозных, философских или идеологических ориентации. Моральный разум фатально не универсален, универсален страх, переживание общей опасности, которое захватывает людей различных воззрений. Общее для большинства людей переживание угрозы экологической катастрофы может, по Йонасу, выступить в качестве негативного этического основания совместной ответственной деятельности людей в современную эпоху.Соч.: Augustin und das paulinische Freiheitsproblem. Gott., 1930; Gnosisund spätantiker Geist, Bd. 1-11. Gott., 1934—54; The Gnostic Religion. 1958; Organismus und Freiheit: Ansätze zu einer philosophischen Biologie. Gott., 1973; Das Prinzip Verantwortung: Versuch einer Ethik fiir die technologische Zivilisation. Fr./M., 1979; The Phenomenon of Life: Toward a Philosophical Biology. Chi., 1982; The Imperative of Responsibility: In Search of an Ethics for Technological Age. Chi., 1984; Mortality and Morality: A Search for tlie Good after Auschwitz. Evanston, 1996; The Legacy of Hans Jonas. — Hastings Center Report, special Issue, 25, ¹. 7, 1995.П. Д. Тищенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.