ЕВДОР

ЕВДОР
ЕВДОР
    ЕВДОР (Εΰδωρος) Александрийский (сер. — 2-я пол. 1 в. до н. э.) — греческий философ, представитель среднего платонизма. Слушал Антиоха Аскалонского (вероятно, в Александрии), но отказался от его стоической ориентации (кроме, вероятно, вопросов практической астрономии, где Евдор мог следовать ученику Посидония Диодору Александрийскому — Achill, intr. in Arati phaenom-, p. 30, 20 sqq., 40, 15 Maass). Сочинения не сохранились; по упоминаниям и цитатам известны доксографический компендий “Основные проблемы философии”, использованный Арием Дидимом и посвященный этическим и физическим проблемам; комментарий к “Тимею” Платона (Plut., De an. procr. 16, 1019e sqq., сообщает, в частности, о толковании “Тимея” 35 b—c и о специальном внимании Евдора к числовьм соотношениям при составлении смеси души); толкование отдельных мест из “Метафизики” Аристотеля (Alex. Aphrod. In Met., p. 59, sqq. Hayduck); сочинение о принципах пифагорейского учения; традиционное школьное рассуждение о разливах Нила (Страбон. “География” 17,790) и др.
    Признавая трехчастное деление философии, Евдор на первое место ставил этику, считая целью нравственного совершенствования “посильное уподобление божеству” (изложение у Стобея, Eel. eth. II 42, 7 sqq.; 49, 8). Началом всего Евдор признавал единое, которое стоит над оппозицией монады (= видов) и диады (= материи) и порождает ее (Sьnpl. In Phys. p. 181,10 sqq. Diels). Толкуя “Тимея” в согласии с Ксенократом и Крантором (Plut. ibid. 3,1013b), Евдор признавал мир сотворенным, но не во времени (такое — небуквальное — понимание демиургического акта в “Тимее” было принято последующими платониками и неоплатониками). В лице Евдора пифагорейски окрашенный платонизм впервые сознательно противопоставил себя не только академическому скепсису (что сделал уже Антиох из Аскалона), но и стоическому материализму, а также аристотелизму, метафизическое и логическое учение которого принималось с большими оговорками, а учение о десяти категориях оспаривалось (Simpl. In Cat., p. 174,14 sqq.; 256,16 sqq. Kalbfleisch), — тенденция, поддержанная Никостатом и Плотином.
    Лит.: Dome If. Der Platoniker Eudoros von Alexandreia. — “Hermes”, 1944. Bd 79, S. 25-39 (= Platonica minora. Munch., 1976, S. 297—309); DillonJ. The Middle Platonists, L., 1977, 2 ed. 1996, p. 115-135. См. также лит. к ст. Средний платонизм.
    Ю. А. Шичалин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ЕВДОР" в других словарях:

  • Евдор Александрийский — (греч. Εὔδωρος)  философ платоник I в. до н. э. из Александрии. Учился платонизму у Антиоха из Аскалона. Комментировал «Тимей» Платона и прочитывал его через призму пифагореизма. Главной частью философии считал этику, суть которой… …   Википедия

  • ЕВДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ —     ЕВДОР АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Εὔδωρος ὁ Ἀλεξανδρεύς) (акме 2 я треть 1 в. до н. э.), представитель Среднего платонизма. Слушал Антиоха Аска лонского (вероятно, в Александрии), но отказался от его стоической ориентации (кроме, вероятно, вопросов… …   Античная философия

  • НЕОПИФАГОРЕИЗМ —         направление др. греч. философии 1 в. до н. э. 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со средним платонизмом (Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Модерат, Никомах Герасский, Нумений и др.). Н. вновь придал …   Философская энциклопедия

  • Троя (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Троя (значения). Троя Troy …   Википедия

  • Неопифагореизм — Неопифагореизм  эклектическое философское направление в греческой философии, соединившее элементы пифагореизма с философией Платона, Аристотеля и стоиков. К древнепифагорейскому учению неопифагореизм близок любовью к мистике чисел и общим… …   Википедия

  • АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ —     АРИСТОТЕЛЯ КОММЕНТАТОРЫ. В статье рассмотрена преимущественно комментаторская традиция 1 в. дон.э. бв.н.э.О комментаторах сирийских, арабских, византийских, средневековых латинских и еврейских см. Аристотелизм.     ГРЕЧЕСКИЕ КОММЕНТАТОРЫ.… …   Античная философия

  • НЕОПИФАГОРЕИЗМ —     НЕОПИФАГОРЕИЗМ, направление греч. философии 1 в. до н. э. 3 в. н. э., тесно связанное и переплетающееся со Средним платонизмом (Евдор Александрийский, издатель платоновских диалогов Трасилл, Плутарх Херонейский, Модерат, Никомах из Герасы,… …   Античная философия

  • ЭФИР —         (греч. ?? ?? верхние слои воздуха)         1) термин др. греч. философии, один из элементов, т. н. пятая субстанция (после земли, воды, воздуха и огня). см. Квинтэссенция.         2) Э. миpовой, световой Э., гипотетич. всепроникающая… …   Философская энциклопедия

  • СРЕДНИЙ ПЛАТОНИЗМ —         этап эволюции антич. платонизма (80 дон. э. 220 н. э.), порвавшего со скептицизмом Новой Академии и начиная с Антиоха Аска лонского стремившегося восстановить учение Платона и Древней Академии. Пафос подчёркнутой традиционности наряду с… …   Философская энциклопедия

  • АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА — античной ф и л о с о ф и и (по названию г. Александрии в Египте) – 1) В широком смысле А. ш. охватывает идеалистич. филос. направления позднего эллинизма (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.), связанного с разложением рабовладельч. строя. В А.ш. входит… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»