- АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА
- АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
античной ф и л о с о ф и и (по названию г. Александрии в Египте) – 1) В широком смысле А. ш. охватывает идеалистич. филос. направления позднего эллинизма (1 в. до н.э. – 6 в. н.э.), связанного с разложением рабовладельч. строя. В А.ш. входит иудейско-александрийская философия с Филоном Александрийским во главе, неопифагореизм, стоич. и вообще эклектич. платонизм 1–2 вв. н.э. и неоплатонизм, имевший свои школы в Риме, в Сирии, в Пергаме, в Афинах; последняя школа неоплатонизма 4–6 вв. опять-таки носит название "александрийского неоплатонизма". Объединение этих филос. школ под назв. "А. ш." имело под собой основание: все они более или менее связаны с мистич. умозрениями и философией мифологии, стараясь, по словам молодого Маркса, "насильственным путем доказать "вечную истину" греческой мифологии и её полное соответствие „результатам научного исследования“" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 99). 2) В узком смысле – иудейско-александрийская философия (1 в. до н.э.); отличалась от традиционно относимых к А. ш. прочих школ тем, что она, во-первых, проповедовала монотеизм (в то время как все прочие направления А. ш. придерживались типичного языческого политеизма); во-вторых, тем, что обосновывала учение о творении мира (в то время как все другие направления А. ш. учили либо о вечности мира, либо о его периодич. возникновении, но всегда как о чем-то самостоятельном и независимом от личной воли единого божества). В-третьих, иудейско-александрийская философия основывалась на толковании Библии с применением аллегорич. методов и аппарата категорий стоич. платонизма.Лит.: История философии, т. 1, [Μ.], 1940, разд. 4, гл. 6; Ранович А. Б., Эллинизм и его историческая роль, М.–Л., 1950; Семенов И. И., Иудеи и грекоримский мир во втором веке христианской эры (Очерк по истории культурного взаимодействия народов Римской империи), "Уч. зап. Моск. ун-та", 1905, т. 34, отд. изд., М., 1905; Simon J., Histoire de l'école d'Alexandrie, v. 1–2, P, 1845. Vacherot E., Histoire critique de l'école d'Alexandrie, v. 1–3, P., 1846–51; Bigg Gh., The Christian platonists of Alexandria, [2 ed.], Oxf., 1913; Bousset W., Jüdisch-christlicher Schulbetrieb in Alexandria und Rom, Göttingen, 1915.А. Лосев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА
-
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА I) платонизма и 2) неоплатонизма.1) Александрийская школа платонизма—название, условно объединяющее ряд философов-платоников 1 в. до н. э.— начала 5 в. н. э., не связанных единообразно с определенным институтом, но учивших в Александрии. Платоновские тексты попадают в Александрию, вероятно, уже в период основания Музея; предметом специального рассмотрения и комментирования они становятся у Стефана Александрийского (ум. 180), сгруппировавшего их по трилогиям, выделившего неподлинные диалоги и, вероятно, осуществившего издание корпуса (Diog. L. Ill 61—66). Среди александрийских филологов Платон сначала был оценен за литературные достоинства (известное слово Панэтия, назвавшего Платона “Гомером философов”). В 87 в Александрии— Антиох Аскалонский, провозгласивший отказ от академического скепсиса и возвращение к догматизму Древней Академии. Возможно, с кругом его учеников так или иначе был связан Евдор Александрийский, который, отказавшись от свойственного Антиоху стоического материализма в толковании сверхчувственного мира и от безусловного приятия аристотелевской логики, развил пифагорейские моменты в платонизме, обратился к непосредственному толкованию текстов Платона (в частности, “Тимея”) и тем самым открыл т. н. средний платонизм. О том, что платонизм в Александрии продолжал развиваться на рубеже старой и новой эры, можно судить по сочинениям Филона Александрийского. В духе александрийского платонизма философствовал Аммоний, учитель Плутарха (ум. ок. 80 н. э.), который перенял от учителя интерес к пифагорейской числовой символике и восточным вероучениям. Вероятно, сходный комплекс идей—но при гораздо более развитом мистическом начале—развивался в кружке Аммония Саккаса, учителя Плотина и ряда других платоников (Оригена, которого не следует смешивать с учителем Церкви; Геренния; колдуна Олимпия, и др.)! Однако ок. 242, вероятно, после смерти Аммония, кружок его учеников распался. В кои. 4—нач. 5 в. в Александрии преподавала Гипатия (ум. 415); хотя “Суда” сообщает, что Гипатия читала публичные лекции о Платоне, Аристотеле и др. философах, тем не менее сведений о философских сочинениях Гипатии у нас нет, и по тому же “Суде” вероятнее всего заключить, что прямой специальностью Гипатии, дочери и ученицы математика Феона, была геометрия и астрономия. Учеником Гипатии был Синесий Киренский, с 411 епископ Птолемаиды, сочинения которого представляют собой смещение христианства и платонизма, затронутого влиянием Плотина.2) Александрийская школа —ответвление Афинской школы неоплатонизма. Первым неоплатоником в Александрии был ученик Плутарха Афинского (ум. 432) Гиерокл Александрийский, который ок. 420 начал здесь преподавать платоновскую философию в ямвлиховском духе. Как язычник Гиерокл был отправлен в изгнание, но затем вернулся в Александрию и продолжал учить по-прежнему. В Афинах у Сириана учился Гермий, от которого дошла запись лекций Сириана о “Федре”. Сын Гермия Аммоний, ученик Прокла, открывает “неоплатоническую эру” комментирования Аристотеля, однако преподавание платоновской философии в Александрии при этом не прерывается: между 475 и 485 курс платоновской философии у Аммония слушал Дамаский, сорока годами позже лекции Аммония о “Горгии”—илад”пиой(”р; на лекции по платоновской философии, в частности на комментарий к “Теэтету”, ссылается Асклепий. Иоанн Филотн, также ученик Аммония, приняв христианство, полемизирует с ортодоксальным неоплатонизмом Афинской школы, но прежде всего (в сочинении “О вечности мира против толкования Прокла”) обрушивается на традицию неоплатонического толкования “Тимея”, Вероятно, непосредственным преемником Аммония был Евтокий, читавший курс по “Органону” Аристотеля. Ряд комментариев к Платону принадлежит Олимпиодору Младшему, последнему неоплатонику-язычнику Александрийской школы.Ученики Олимпиодора Элиас и Давид—христиане; в это время (2-я пол. 6—нач. 7 в.) изучение философии в Александрийской школе ограничивается началами логики. Программа обучения, как и в Афинской школе, включала в себя толкование сочинений как “дивного” Аристотеля, так и “божественного” Платона (сочинения Аристотеля как введение и необходимое дополнение к сочинениям Платона). До чтения полных корпусов Аристотеля и Платона дело доходило, вероятно, крайне редко (у Аммония?), при этом сочинения Платона читались в Александрийской школе в меньшей степени, чем в Афинской. От Олимпиодора, напр., дошли три комментария к диалогам Платона (“Алкивиад I”, “Горгий”, “Федон”), читавшимся первыми по порядку из 12, входивших в полный курс платоновской философии (“канон Ямвлиха”), Элементарный характер обучения провоцировал иногда в качестве пропедевтики толкование других (помимо трудов Платона и Аристотеля) сочинений по практической этике: отсюда комментарии к “Золотым стихам пифагорейцев” Гиерокла и к “Руководству” Эпиктета Симпликия. Основной курс начинался с общего введения в философию, построенного по плану аристотелевской “Второй Аналитики” II, гл. 1 (в качестве примера см. русский перевод древнеармянской версии “Введения” Давида [Фессалоникийского?] в кн.: Давид Анахт. Соч. М., 1975); за ним следовало введение ко “Введению” Порфирия, чтение самого “Введения”, затем введение к Аристотелю, включавшее классификацию его сочинений (см. Аристотеля комментаторы), затем толкование “Органона”, начинавшееся с “Категорий”. К концу б в. обучение стало принимать все более элементарньгй характер и последний представитель школы Стефан Александрийский, перебравшись из Александрии в Константинополь и сделавшись (после 610) “вселенским наставником” (οικουμενικός διδάσκαλος), т. е. преподавателем императорской академии, среди прочего преподавал квадривий По характеру комментариев к Александрийской школе примыкает Сампяикий, стремившийся, как и александрийцы, объединить учения Платона и Аристотеля. В целом школа повлияла на формирование византийского богословия (Леонтий Византийский, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл и др.); с Иоанном филопоном связан сирийский аристотелизм (в частности, сирийские монофизиты), через него традицию толкования Аристотеля перенимают арабы, оказавшие затем значительное влияние на западноевропейскую средневековую философию, Лит.: Tannery f. Sur la période finale de la philosophie grecque.— “Revue philosophique” XLII, 1896, p. 266—287; lâncourtK. Lesdernieis commentateurs alexandrins d'Aristote. Lille, 1941; Richard M. 'Аяо φωνής. “ByzantioB” 20, 1950; Saffrey H. D. Le Chrétien Jean Philopon et la survivance de l'école d'Alexandrie eu VI' siècle,—“Revue des Études Grecques” W/ll. 1954. p. 396-410; Αίαηυυ И.-l. Synesios of Cyrene and Alexandrian Neoplatonisni.—Conflict between Paganism and Christianity in the Fourth Century, ed. A. Momigliano. Oxf., 1960; Htslerink L G. The Alexandria School since Hernias.— Anonymous Prolegomena to Platonic Philosophy, introd., text, transi, and indices by L. 0. Westerink. Amst., 1962, p. X-XIII; Hadot1. Le problème du néoplatonisme alexandrin. Hiéroclès et Simplicius. P., 1978; Texts and studies in neoplatonism and Byzantine literature. Coll. papers by L, G. Westerink. Arost, 1980. См. также лиг. к ст. Средний платонизм, Неоплатонизм, Афинская шкода, Аристотеля комментаторы, Платона комментаторы.Ю. А. Шичмин
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.