- СОТИРИХ
- СОТИРИХ
-
Пантевген (Σωτήριχος Παντεύγενος) (сер. 12 в.) – визант. богослов. Вслед за Никифором Василакием выступил с рационалистич. критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, он предложил понимать акт примирения божества с людьми как двухступенчатую юридич. процедуру обмена. На первой ступени "бог-Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов" (Mai Α., Opicilegium Romanum, X, Romae, 1844, p. 8), но таким образом было достигнуто примирение лишь с богом-Сыном, а "когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого..., то сам богочеловек Слово пролил свою кровь" (там же), так что крестная жертва была принесена только первому лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва евхаристии (которую С. предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгофскую жертву, но лишь как "воспоминание" о ней) приносится только Отцу. На соборе 1157 взгляды С. были осуждены, и он от них отрекся. Юридич. рационализм С. представляет известную аналогию мировоззренч. стилю современной ему зап. схоластики: круг занимавших его проблем типичен для визант. богословия 12 в. от Евстратия Никейского до собора 1166. Гл. оппонентом С. был Николай Мефонский.Соч.: Migne, PG, v. 140, col. 140–148.Лит.: Успенский Φ. И., Очерки по истории визант. образованности, СПБ, 1891, с. 223–25; Павел (Черемухин) иеромонах, Константинопольский собор 1157 г. и Николай, епископ Мефонский, "Богословские труды", 1960, сб. 1, с. 85–109; История Византии, т. 2, М., 1967, с. 366–67; См. также лит. при ст. Николай Мефонский.С. Аверинцев. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- СОТИРИХ
-
СОТИРИХ Пантевген (Σοτήριχος Παντευγένος) (сер. 12 в.) — византийский богослов. Вслед за Никифором Васимки выступил с рационалистической критикой учения о том, что в жертвенном акте Голгофы Христос одновременно был и жертвой, и жертвоприносителем, и тем, кому жертва приносится, усматривая в этом рассечение единой второй ипостаси на две: приносящую и приемлющую. Обвинив противников в несторианстве, он предложил понимать акт примирения божества с людьми как двухступенчатую юридическую процедуру обмена. На первой ступени “Бог-Слово положил начало, восприняв нашу сущность, а взамен даровал нам оставление грехов” (Mai A. Opicilegium Romanum, X. Romae, 1844, p. 8), но т. о. было достигнуто примирение лишь с Богом-Сыном, а “когда нам должно было возблагодарить и Отца за усыновление, а у нас не было ничего чистого..., то сам Богочеловек Слово пролил свою кровь” (там же), так что крестная жертва была принесена только первому лицу Троицы. Из этого вытекало, что и жертва евхаристии (которую Сотирих предлагал понимать не мистически, как вечно длящуюся голгофскую жертву, но лишь как “воспоминание” о ней) приносится только Отцу. На соборе 1157 взгляды Сотириха были осуждены, и он от них отрекся. Юридический рационализм Сотириха представляет известную аналогию мировоззренческому стилю современной ему западной схоластики; крут занимавших его проблем типичен для византийского богословия 12 в. от Евстратия Никейского до собора 1166. Гл. оппонентом Сотириха был Николай Мефонский. Соч.: MPG, 1.140, col. 140-148.Лит.: Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованности. СПб., 1891, с. 223—225; Павел (Черемухин) иеромонах. Константинопольский собор 1157 и Николай, епископ Мефонский.— “Богословские труды”, 1960, сб. 1, с. 85—109; История Византии, т. 2. M., 1967, с. 366—367. См. также лит. к ст. Николай Мефонский.С. С. Авершцев
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.