СХОЛАСТИКА

СХОЛАСТИКА
(лат. scholastica, от греч. sxolastixos - ученый, sxoln - ученая беседа, школа) - официальная христианская философия средневековья. В противоположность мистике, С. видела путь постижения бога и религиозных догматов в логике и рассуждении, а не в сверхразумном созерцании и чувстве. Если патристич. период (особенно до сер. 5 в.) был периодом оживленного творчества, выработки основных догматов на базе священного писания и антич. филос. мысли, то схоластич. период - время систематизации на базе патристики при чрезвычайно ограниченном количестве доступных антич. авторов (вначале Платон, преим. опосредствованный Августином, затем Аристотель). Систематизация, классификация, выработка иерархии понятий составляли гл. предмет С. с ее тягой к "Суммам", стремлением дать систему мироздания и миропонимания, зиждившуюся на едином принципе. Принцип этот дан в откровении, хотя С. все время стремится к рациональной теологии (вроде попыток доказательства бытия божия Ансельмом Кентерберийским). На Востоке непосредств. предшественником С. был Иоанн Дамаскин (8 в.) - автор "Источника знания", первой ср.-век. "Суммы". На Западе у порога С. стоит Иоанн Скот Эриугена (9 в.), но и он скорее принадлежит концу предыдущего периода. Настоящая С. начинается с 11 в. как на Западе (Росцелин, Абеляр и др.), так и на Востоке, где в какой-то мере сюда можно отнести рационалистическое направление византийской философии: Михаил Пселл, Иоанн Итал и особенно Евстратий Никейский и Сотирих Пантевген. Стремление обосновать христианскую теологию обусловило развитие рационалистич. и материалистич. тенденций, особенно у наиболее радикальных представителей С. Один из них Абеляр выразил рационалистич. установку С. в словах: "понимать, чтобы верить" и заявлял, что не может верить в то, чего предварительно не уяснил рассудком. К этой же позиции приближались и такие схоластики, как Аделард Батский (ум. 1110), Гильом из Конша, Жильбер Порретанский, Беренгар Турский (ум. 1167), Иоанн Солсберийский и др.

С. не представляла единого течения. В ее истории большую роль сыграл спор о природе "общих понятий" ("универсалий") и их отношении к единичным вещам. В этом споре, разделившем всех схоластиков на реалистов, признававших первичность универсалий по отношению к единичным вещам, и номиналистов, рассматривавших общие понятия как нечто вторичное и производное по отношению к единичным вещам, в своеобразной форме нашел свое выражение осн. вопрос философии - об отношении мышления к бытию. К числу ранних схоластиков-реалистов принадлежали Петр Дамиани (1007-72), выдвинувший формулу, ставшую теоретич. стержнем С., - "философия - служанка богословия", Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо (ум. 1121) и др.; к числу номиналистов - Беренгар Турский, Росцелин, Абеляр, Иоанн Солсберийский. Во 2-й пол. 12 в. С., пользуясь методом диалектики, рассматривавшейся как одно из т. н. семи свободных искусств, открыла нек-рые возможности для развития логики и естествознания. Стремясь, однако, не допустить развития этих тенденций в ущерб церкви и христианскому богословию, С. в 13 в. подвергла обработке в христ.-католич. духе Аристотеля (переводы трудов к-рого на лат. яз. стали появляться со 2-й пол. 12 в.). Эта обработка Аристотеля связана с именами Альберта фон Больштедта, Фомы Аквинского и их учеников и последователей (Вильем из Мёрбеке (ум. 1286), Петр Испанский (ок. 1224-77)). Подвергая идеи Аристотеля "христианизации", они из учения его "...сделали мертвую схоластику, выбросив все поиски, колебания, приемы постановки вопросов" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 326 (т. 38, с. 366)). С помощью понятий филос. учения Аристотеля это направление С. в своем истолковании христианского вероучения пыталось согласовать веру с разумом, откровение со знанием, Библию с науч. данными. Несколько иначе - более умозрительно и с пренебрежением к чувственному опыту - эту задачу решали "августинисты", опиравшиеся на произведения Августина, а через него - на платоновскую традицию. Наиболее значительные из них: Александр из Гэльса (1170 или 1180-1245), Джованни Фиданца Бонавентура (1221-74) и др. Борьба аристотеликов и августинистов к нач. 14 в. трансформировалась в борьбу сторонников Фомы Аквинского ("томистов", концентрировавшихся гл. образом в доминиканском ордене) и сторонников Иоанна Дунса Скота ("скотистов", связанных преим. с францисканским орденом). В этот период ортодоксальная С. завоевывает монопольные позиции в большинстве ун-тов Зап. Европы, откуда, пользуясь поддержкой гос. власти и церкви, ее представители вытеснили своих противников, тех, кто искал путей к рационалистич. и опытному знанию (Сигер Брабантский, Роджер Бэкон и др.). Схоластики-номиналисты 14 в. (Оккам, Жан Буридан, Николай из Отрекура, Николай Орем и др.) отошли от теологич. проблематики, подчеркивали автономное положение философии и науки по отношению к вере и обратились к естеств.-науч. исследованиям. Но это направление не получило в это время достаточного развития, а ортодоксальная С. все больше укреплялась на позициях Фомы Аквинского. К эпохе Возрождения С. постепенно утрачивает нек-рые прогрессивные черты, к-рые были ей свойственны в раннем периоде, становится тормозом умств. развития, насаждая и поддерживая оторванные от жизни, чисто формальные положения, санкционированные церковью. С развитием гор. культуры, зарождением буржуазии и падением авторитета церкви в ряде стран развернулась борьба против С. Против господства С. в умств. жизни выступили гуманисты, отвергая богословское содержание С, ее мертвящий формализм и схематизм, оторванность от жизни. В 16 в. с утверждением контрреформации томизм сделался философ. основой католицизма. Ср.-век. С. приспособлялась (гл. обр. усилиями иезуитов - Суареса и др.) к новым условиям ("вторая С", неосхоластика); основу протестантской неосхоластики составило учение Ф. Меланхтона. Господствуя в большинстве европ. университетов, С. оставалась офиц. философией ряда европ. феод. и полуфеод. стран до 17-18 вв. (до эпохи Просвещения). Возникновение и развитие опытного естествознания и связанного с ним материализма 17-18 вв. принесли поражение С. Новой формой С. стал в 19 в. неотомизм.

Лит.: Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. средневековой философии, М., 1957; Лей Г., Очерк истории средневекового материализма, пер. с нем., М., 1962; Маковельский А. О., История логики, М., 1967; Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней гор. культуры по Франции, М., 1953; Рамм Б. Я., Гильом Коншский, в кн.: Франц. ежегодник, 1959, М., 1961; Ueberweg F., Grundriss der Geschichte der Philosophie, Tl 2, В., 1928; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957; Mohr H., Der Kampf gegen Kirche und Scholastik, в кн.: Ost und West in der Geschichte des Denkens und der kulturellen Beziehungen (Festschrift für E. Winter), В., 1967, S. 45-58; Crewdson Thomas E., History of the schoolmen, L., 1941.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "СХОЛАСТИКА" в других словарях:

  • СХОЛАСТИКА — (лат. scholastica, от греч. scholastikos школьный, ученый) тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к… …   Философская энциклопедия

  • СХОЛАСТИКА — (от лат. scholasticus принадлежащий школе). Смешение философии и теологии, характеризующее собою направление человеческой мысли в средние века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СХОЛАСТИКА лат.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • СХОЛАСТИКА — (от греческого scholastikos школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в… …   Современная энциклопедия

  • СХОЛАСТИКА — (от греч. scholastikos школьный ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально логическим проблемам; получила наибольшее развитие в Зап.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Схоластика — (гр. sсhоlа – мектеп, лат. sсһоlаstіса – мектептік диспуттар) – орта ғасырдағы батысеуропалық діни философиялық ілімдердің жалпы аты. Ол патристика негіздеген христиандық догматиканы (философияны) уағыздау, таратумен айналысты. Толық, абсолютті… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • Схоластика — (от греческого scholastikos школьный, ученый), тип религиозной философии, характеризующийся соединением теолого–догматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально–логическим проблемам. Получила наибольшее развитие в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Схоластика —  Схоластика  ♦ Scolastique    Учение и приемы школы, то есть, в наиболее распространенном толковании термина, – средневековых европейских университетов. Схоластика – это смесь христианского богословия и древнегреческой философии (в первую очередь …   Философский словарь Спонвиля

  • схоластика — начетничество, догматизм, калам, гелертерство, умствование, талмудизм Словарь русских синонимов. схоластика начётничество, талмудизм; гелертерство (книжн.) см. также догматизм Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русски …   Словарь синонимов

  • СХОЛАСТИКА — (греч. schola ученая беседа, школа и лат. scholastica ученый) интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую… …   История Философии: Энциклопедия

  • СХОЛАСТИКА — (греч. schola ученая беседа, школа и лат. scholaslica ученый) интеллектуальный феномен средневековой и постсредневековой европейской культуры в рамках теолого философской традиции, ставивший своей целью рациональное обоснование и систематическую… …   Новейший философский словарь

  • СХОЛАСТИКА — СХОЛАСТИКА, схоластики, мн. нет, жен. (греч. scholastike от schole школа). 1. Общее название средневековой идеалистической философии, строившей философскую систему не на анализе действительности, а на догматах церкви (филос., ист.). 2. Знание,… …   Толковый словарь Ушакова


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»