МИН ЦЗЯ

МИН ЦЗЯ
МИН ЦЗЯ
(кит., букв. школа имен, др. названия: номиналисты, софисты, диалектики/спорщики) — кит. филос. школа 5—3 вв. до н.э., разрабатывавшая проблемы способов, форм, правил мышления. Главными представителями считаются Дэн Си (6 в. до н.э.), Гун-сунь Лун (сер. 4 — сер. 3 в. до н.э.) и Хуэй Ши (ок. 370 — ок. 310 до н.э.). Основным памятником школы является трактат «Гунсунь Лун-изы» (4—3 вв. до н.э.); др. сочинения или не сохранились («Хуэй-цзы»), или являются поздней подделкой («Дэн Си-цзы»).
Внутри школы имен существовало два направления: «школа совпадения тождества и различия» («хэ тун и пай»), представителем которой был Хуэй Ши, и «школа отделения твердого от белого» («ли цзянь бай пай») Гунсунь Луна. О взглядах Хуэй Ши можно судить по его высказываниям в памятнике «Чжуан-цзы» (4— 3 вв. до н.э.). Центральным положением его взглядов был тезис об относительности различий между вещами и абсолютности «Великого единства» космоса. Хуэй Ши приписываются десять известных суждений, среди которых выделяются тезисы о том, что основой «расцвета различий» является «расцвет тождества», что «все вещи в конце концов едины и в конце концов различны» — это называется «большое подобие и различие». Хуэй Ши приписывались и парадоксы: «Царство Юэ не имеет границы — и все же имеет границу»; «Небо находится на одном уровне с Землей, горы находятся на одном уровне с озерами»; «Солнце, будучи в зените, уже заходит»; «Рождаясь, вещь умирает»; «Отправляюсь в Юэ сегодня, а прибываю туда вчера» и др.
Школа Гунсунь Луна сосредоточила внимание на вопросе о связи «имени» (мин) и «реалии» (ши), а также формы вещей и их свойств. Философ признавал реальное существование вещей и их качеств, которые выступают как самостоятельные сущности, разнородно воспринимаемые органами чувств. Реалии же, по Гунсунь Луну, должны быть именованы каждая однозначно, т.е. каждой конкретной реальной вещи должно соответствовать одно имя/название. В сжатой форме это положение философ выразил в ставших знаменитыми постулатах «белая лошадь не есть лошадь» и «твердый и белый камень суть два камня». Разъясняя их смысл, Гунсунь Лун указывал, что слово «лошадь» означает только определенную «телесную форму», а слово «белая» — определенный цвет, «белизну», которая не является определяющим признаком общего понятия «лошадь». Точно так же обосновывал Гунсунь Лун и др. тезис — о разделении понятий «твердый камень» и «белый камень», обусловленном спецификой чувственного восприятия вещей человеком.
Взгляды философов школы имен не оказали заметного влияния на последующее развитие кит. философии.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.

МИН ЦЗЯ
    МИН ЦЗЯ (школа имен)—одна из ведущих китайских философских школ 5—3 вв. до н. э. Проблематика мин цзя сосредоточена на формах, способах, закономерностях рассуждения и познания, на соотношении “имен” и “реалий” (мин — ши). Наряду со школой мо 1<зя и Сюнь-цзы мин цзя сформировала в китайской мысли зачатки логики как теоретической дисциплины. Взгляды мин цзя выражены гл. обр. в сочинениях 4—3 вв. до н. э.: “ГунсуньЛун-цзы” и “Дэн Си-цзы”. Основные направления внутри мин цзя принято называть “школой соединения сходств и различий” (хэ тун и пай) и “школой отделения твердого от белого” (ли цзянь бай пай). Ведущий представитель первой из них, Хуэй Ши (4 в. до н. э.), различия между вещами и явлениями связывал с конкретикой времени, места и условий, имеющей относительный смысл. Это учение выражено в десяти тезисах. Первый из них гласит, что все множество вещей происходит из “малого единого” (сяо и), поэтому между ними в сущности нет различий; космос же представляет собой “Великое единое” (да и), вне которого нет вещей, Данное положение обусловливает центральный в учении Хуэй Ши пятый тезис: “Большое тождество (сходство) отлично от малого тождества, это называется малым сходством-различием; десять тысяч вещей полностью тождественны [и] полностью различны, это называется Великим тождеством-различием”. Оборот “полностью тождественны [и] полностью различны” допускает перевод “прекращение (исчерпание) тождества и прекращение различий”. Существуют разные толкования данного тезиса, напр.: 1) обыденное сознание воспринимает сходства и различия между отдельными вещами, однако с философской точки зрения вещи можно рассматривать в плане их сходств, и тогда все они будут сходны, либо в плане различий — и они оказываются различными; 2) сходства и различия выражают внешние отношения, существующие между вещами, а “Великое тождество-различие” (да тун и) представляет собой диалектическое единство самотождественности и несамотождественности всего сущего. Последнее толкование предполагает диалектическую интерпретацию остальных тезисов Хуэй Ши. Десятый из них, резюмируя содержание предыдущих, говорит о том, что тяготеющее к “полноте (исчерпанию) различий” есть тяготеющее к “полноте (исчерпанию) тождества”: нельзя отделять себя от прочих вещей; хотя в природе существуют разграничения и разделения, универсум подобен единому человеческому телу.
    Второе направление мин цзя (“школа отделения твердого от белого”, 4—2 вв. до н. э.), главным представителем которого был Гунсунь Лун, подчеркивало устойчивость, конкретность и сущностный характер связи понятий-“имен” с “реалиями”. Наиболее известные афоризмы — “белая лошадь не есть лошадь”, “твердый и белый камень суть два камня”. Современные исследователи по-разному интерпретируют парадоксы Гунсунь Луна, в т. ч. как выражение проблемы соотношения единичного и общего, содержания и объемов понятий, сравнения понятий по количественным параметрам денотатов и т. п.
    Хотя одно из направлений мин цзя подчеркивало относительность и изменчивость, а другое — абсолютность и постоянство связи “имен” и “реалий”, их объединяли проблематика и способ аргументации, основанный на анализе языка и соотнесении языковых выражений с неязыковыми сущностями. Логико-грамматические аспекты этой проблематики после 3 в. до н. э. не нашли продолжения в китайской мысли.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "МИН ЦЗЯ" в других словарях:

  • Мин цзя — (кит. 名家). «Школа имён»  одна из шести основных философских школ Древнего Китая. Время существования  V III вв. до н. э. Главные представители Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун. Иногда к школе имён относят такого мыслителя как …   Википедия

  • мин цзя — см. диалектики …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МИН БЯНЬ —     МИН БЯНЬ (кит. различение имен, спор об именах) принятое в китайской историко философской науке обобщающее название тех направлений в древнекитайской философской мысли, которые затрагивали проблему соотношения “имен и реалий” (мин ши), в т. ч …   Философская энциклопедия

  • цзя и — Цзя Шэн, Цзя цзы 200 до н.э., Лоян (совр. пров. Хэнань), 168 до н.э. Литератор, мыслитель, наряду с Лу Цзя (3 2 вв. до н.э.) предшествовавший Дун Чжуншу (2 1 вв. до н.э.) в деле создания идеологич. системы централизованной империи Хань (206 до… …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МИН —     МИН (кит., буквально предопределение, а также судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ) категория китайской философии, сочетающая значения “жизненное предопределение” и “предопределенная жизнь”. Этимологический смысл иероглифа мин “устный… …   Философская энциклопедия

  • МО ЦЗЯ —     МО ЦЗЯ (школа Мо, школа моистов, моизм) философское направление и организация последователей МоДи, существовавшая в Китае в 5 3 вв. до н. э. (расцвет приходится на 4 в. до н. э.) Для борьбы за соблюдение чистоты “учения Мо” и распространение… …   Философская энциклопедия

  • Инь ян цзя — (阴阳家, пиньинь: yīn yáng jiā)  философская школа древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско космологических и оккультно нумерологических вопросах. Школа Тёмного (Инь) и светлого (Ян) начал. Последователи этой школы пытались дать… …   Википедия

  • ЧЖЭН МИН —     ЧЖЭН МИН (кит. выправление имен, исправление имен) принятая в китайской философии формулировка социально гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложена применительно гл. о. к политико административному… …   Философская энциклопедия

  • ЦЗА ЦЗЯ — (школа эклектиков) – древнекитайское философское течение 5–3 вв. до н.э., стремившееся к синтезу различных философских школ. В «И вэнь чжи» («Трактат о литературе и искусствах») – библиографическом разделе «Хань шу» («История династии Хань», 1… …   Философская энциклопедия

  • БИН ЦЗЯ —     БИН ЦЗЯ (школа военной философии) древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как выражении общекосмических законов и одной из основ социальной регуляции. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма,… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»