цзя и


цзя и
Цзя Шэн, Цзя-цзы
200 до н.э., Лоян (совр. пров. Хэнань),- 168 до н.э.
Литератор, мыслитель, наряду с Лу Цзя (3 - 2 вв. до н.э.) предшествовавший Дун Чжуншу (2 - 1 вв. до н.э.) в деле создания идеологич. системы централизованной империи Хань (206 до н.э.- 220). Был сановником (тайчжун дафу) при дворе императора Вэнь-ди (179- 156 до н.э.). Попав в опалу, служил придворным учителем у правителя удела Чанша, затем - у имп. сына Хуэй-вана, правителя удела Ляп. После его смерти из преданности покончил с собой. Взгляды Ц.И., помимо ранних филос. работ, изложены в докладах государю - "Чжи ань цэ" ("План умиротворения", или "Чэнь чжэн ши шу" - "Об упорядочении дел управления"), 'То Цинь лунь" ("Рассуждения о преодолении (пороков империи) Цинь") и др. Его соч. объединены Лю Сяном (1 в. до н.э.) в сб. "(Ц.И.) синь шу" ("Новая книга (Ц.И.)"), или "Цзя-цзы" из 58 пяней (глав). Сохранившаяся редакция относится к пер. правления дин. Мин (1368- 1644). Мировоззрение Ц.И. отражено также в поэтич. произведениях в жанре фу ("оды"): наиболее известны "Плач по Цюй Юаню" ("Дяо Цюй Юань фу") и "Ода сове" ("Ода зловещей птице", "Фу няо фу").
Рассуждения Ц.И. содержат элементы натурфилософии даосизма, социально-этич. доктрин конфуцианства (школ Мэн Кэ и Сюнь Куана, 4 - 3 вв. до н.э.) и отд. положения легизма. В "Фу няо фу" отчетливо звучит идея естеств. возникновения "тьмы вещей" (вань у): "Небо и Земля" уподобляются плавильной печи, где "пневма (ци (1)) инь" (инь (1), см. Инь ян) и "пневма ян" (ян (1)) служат углем. В том же произведении присутствует даос, антиномика взаимопорождения противоположностей как конкр. проявлений "добра (красоты - зла) безобразия" (шань - э) в жизни человека и об-ва. Натурфилос. обоснование конф. этич. норм, развитое у Дун Чжуншу, у Ц.И. ограничивается атрибутированием порождающей все сущее благой силе дэ (1) этич. ипостасей: дао-пути (человека), "гуманности" (жэнь (2)) и т.п. Понятие "искусство дао" (дао шу) выражает представления Ц.И. о связи познания и практики. Полноценное познание требует "покоя" (цзин (2К см. Дун - цзин), являющегося следствием "чистоты" (цин (1)) и "пустотности" (сюй), благодаря чему познающий подобно зеркалу отражает "сокрытое" (цан), как дао "принимает вещи" (цзе у). Это "искусство" неотрывно от "создания вещей" (чжи у), к-рое подразумевает все виды целенаправленной деятельности и является условием познания.
Апология политич. активности и утилитаризм характеризуют рекомендации Ц.И. правителю. Пример "совершен номудрых" (см. Шэн (1)) древности и опыт недавнего прошлого для него в равной степени ценны как уроки "истории" (ши (9)). Образцом упорядочивающего вмешательства в обществ, жизнь он считал установление древними правителями социальной и чиновной иерархии. "Гуманное правление" (жэнь чжэн, см. Ван дао) Ц.И. противопоставлял легистской доктрине "процветания закона и ужесточения наказаний" (фань фа янь син), погубившей империю Цинь (221 - 207 до н.э.). Управляющие должны "брать народ за основу", заботиться о его благосостоянии, т.к. "те, кого ненавидел народ, рано или поздно терпели от него поражение". В то же время народ "склонен к грубости и воровству", нуждается в воспитании посредством конф. этич. принципов. "Гуманное правление" дополняется сочетанием "власти - насилия - закона - порядка" (цю-ань-ши (5)-фа (I)-чжи (8)), особенно необходимым по отношению к удельным владетелям (чжухоу). Ц.И. предлагал "умножение числа чжухоу для их ослабления", т.е. дробление наследных владений, выступал за поощрение земледелия ("основы" - бэнь), ограничение частной торговли, монополизацию чеканки монеты, активное противостояние набегам сюнну. Успех управления, по Ц. И., зависит от наличия "великих мужей" (тай цзы), к-рых государь должен "воспитывать и взращивать". Образец такой личности Ц.И. видел в Цюй Юане (4 - 3 вв. до н.э.).
В "Ши цзи" Сыма Цяня (2 - 1 вв. до н.э.) Ц.И. наравне с Цюй Юанем представлен как идеал "совершенного мужа" (цзюнь цзы), а в "Хань шу" (1 в.) уподобляется Гуань Чжуну (8 - 7 вв. до н.э.). Его взгляды повлияли на мировоззрение Ван Чуна (1 в.), Лю Юйси, Лю Цзунъюаня (8 - 9 вв.), Ван Аныии (11 в.), Ван Чу-аньшаня (17 в.). В 20 в. гражданственность и лит. достоинства докладов Ц.И. высоко оценивал Лу Синь.
*Плач о Цюй Юане (пер. А. Ахматовой). Ода зловещей птице (пер. А. Адалис) // Антология кит. поэзии. Т. 1. М., 1957; Ц.И. цзи (Собр. соч. Ц.И.). Шанхай, 1975; Доклад Ц.И. (пер. Л. Д. Позднеевой) // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963; Фу няо фу. Вступ. ст. и пер. И.С. Лисевича // Древнекит. философия. Эпоха Хань. М., 1990; Из кит. классич. поэзии: Ц.И., Чжан Хэн, Сунь Чо, Тао Цянь. Вступ. ст. и пер. Е.А. Торчинова // Петербургское востоковедение. 1992. Вып. 1; **Позднеева Л.Д. Ц.И. // Лит-pa Древнего Востока. М., 1962; Юй Шоукуй. Ц.И. // Чжунго гудай чжумин чжэсюэцзя пин чжуань. Сюй бянь (Критич. биографии знаменитых философов древнего Китая. Дополнение). Кн. 1. Цзинань, 1982.
А.Г. Юркевич

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Смотреть что такое "цзя и" в других словарях:

  • цзя́о — цзяо, нескл., с. (разменнаямонета Китая) …   Русское словесное ударение

  • ЦЗЯ — кожаный китайский доспех, бытовавший до Чжоусского периода …   Энциклопедия вооружений

  • Цзя Чжанкэ — 贾樟柯 Дата рождения …   Википедия

  • Цзя Цинлинь — 贾庆林 …   Википедия

  • Цзя (фамилия) — Цзя (Jia)  китайская фамилия (клан) 賈 / 贾 . Известные Цзя 贾 Цзя И (賈誼, 201 169) поэт времён династии Тан, уроженец города Лоян. Цзя Чжоу (贾周)  соучастник покушения на императора Северной Вэй Тоба Ю, казнённый вместе с Цзун Ай в 452 году …   Википедия

  • Цзя Чжан Кэ — Цзя Чжанкэ 贾樟柯 Дата рождения: 1970 Место рождения: Фэньянь, Китай Гражданство …   Википедия

  • Цзя Чжанке — Цзя Чжанкэ 贾樟柯 Дата рождения: 1970 Место рождения: Фэньянь, Китай Гражданство …   Википедия

  • Цзя Чжигоу, Юлий — Юлий Цзя Чжигоу 賈志國主教 . епископ Чжэндина Церковь …   Википедия

  • Цзя Цзунъян — Спортивные награды фристайл …   Википедия

  • БИН ЦЗЯ — Школа военной философии . БИН ЦЗЯ Древнекитайская философская школа, выработавшая учение о военном искусстве как одной из основ социальной регуляции и выражении общекосмических законов. Бин цзя синтезировала идеи конфуцианства, легизма, даосизма …   Энциклопедия Кольера

Книги

Другие книги по запросу «цзя и» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.