ЧЖЭН МИН

ЧЖЭН МИН
ЧЖЭН МИН
    ЧЖЭН МИН (кит. — выправление имен, исправление имен) — принятая в китайской философии формулировка социально-гносеологической проблемы соответствия реального номинальному. Впервые предложена применительно гл. о. к политико-административному управлению и упорядочению общества. Конфуций под идеей чжэн мин подразумевал необходимость соответствия действительного положения и поведения индивидуума его этико-ритуальному статусу: “Правитель [должен быть] правителем, сановник — сановником, отец— отцом, сын— сыном”; “Когда имена неправильны, суждения несоответственны: когда суждения несоответственны, дела не исполняются” (“Лунь юй”, XII, II). Эти высказывания выражают реакцию Конфуция на изменение социально-экономической и политической ситуации: с одной стороны, содержание социальных ролей менялось при сохранении прежних наименований (в частности, теряла влияние наследственная знать), с другой — эти наименования (титулы и звания) присваивались теми, кто не мог претендовать на них с точки зрения традиционных этико-ритуальных норм.
    Представитель школы мин цзя Гунсунь Лун интерпретировал проблему чжэн мин в логико-семантическом русле, как проблему соотношения “имен/понятий” (мин) и “реалий” (ши): самостоятельность “имени” и в то же время связь каждого имени с единичной конкретной “реалией” обусловливает неизбежное изменение как “имени” при изменении “реалии”, так и “реалии” в связи с переменой “имени”. В “эклектическом” (цза цзя; традиционно считается легистским) трактате “Гуань-цзы” (гл. “Синь шу шан” — “Искусство сердца”, ч. 1) чжэн мин подразумевает служебную роль “[телесной] формы” по отношению к “имени”: первая — основание для присвоения второго, причем под понятие “[телесная] форма” подпадают поступки и общественное положение подданных, а “имя” означает прежде всего наименование их статуса и его регламентацию. Эти идеи развиты в легистском трактате “Хинь Фэй-цзы”, где в заслугу “совершенномудрым” ставится “предопределяющая” роль “имен” (в том числе званий, титулов и т. п.) по отношению к вещам и делам, а чжэн мин отождествляется с правлением на основе закона (фа).
    Особое значение проблеме чжэн мин придавалось в конфуцианстве, где она закрепилась в трактовке Сюнь-цзы, в трактате которого “Сюнь-изы” представлены начальные формы синтеза конфуцианских и легистских доктрин. В главе “Чжэн мин” автор настаивает на применении единых “имен”, которые определяли бы нормы социально-политической жизни. Пригодность этих “имен” для адекватного выражения “реалий” зависит не только от самой “реалии”, но и от “договоренности” людей между собой относительно применения “имени”. В то же время решающая роль в создании “имен”, согласно “Сюнь-цзы”, принадлежит упорядочивающей инициативе правителя.
    А. Г. Юркевич

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "ЧЖЭН МИН" в других словарях:

  • чжэн мин — см. имен исправление …   Китайская философия. Энциклопедический словарь.

  • МИН —     МИН (кит., буквально предопределение, а также судьба, жизнь, жизненность, веление, приказ) категория китайской философии, сочетающая значения “жизненное предопределение” и “предопределенная жизнь”. Этимологический смысл иероглифа мин “устный… …   Философская энциклопедия

  • МИН-ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ — Предопределение , судьба , жизнь , жизненность , веление , приказ , мандат (мин1). Категория китайской философии, сочетающая значения жизненное предопределение и предопределенная жизнь . Этимологический смысл иероглифа мин1 устный приказ… …   Энциклопедия Кольера

  • Чжэн Хэ — кит. трад. 鄭和, упр. 郑和 …   Википедия

  • Чжэн Цзин — 鄭經 2 й Яньпин цзюньван 1662   1681 …   Википедия

  • Чжэн Чэнгун — кит. трад. 鄭成功, упр. 郑成功, пиньинь: Zhèng Chénggōng …   Википедия

  • Чжэн (царство) — Чжэн (кит. трад. 郑国, упр. 鄭國, пиньинь: Wú) …   Википедия

  • МИН (династия) — МИН (Ming), династия в Китае в 1368 – 1644 гг. Основана в 1368 после изгнания монголов и свержения монгольской династии Юань (см. ЮАНЬ (династия)) бывшим буддийским монахом, выходцем из социальных низов Чжу Юаньчжаном. Это был жестокий правитель …   Энциклопедический словарь

  • Чжэн Хэ — (1371 1433) китайский флотоводец и мореплаватель. Совершил 7 морских походов в страны Индостана, Малайского архипелага и Восточной Африки. Путешествия Чжэн Хэ описаны в книгах его спутников Ма Хуаня (1416), Фей Синя (1436) и Гун Чжэня (1436).… …   Морской биографический словарь

  • Мин шилу — (кит. трад. 明實錄, упр. 明实录, пиньинь: Míng shí lù), или Доподлинные хроники династии Мин (также, Правдивые записи о правлении династии Мин [1], Правдивые записи [династии] Мин [2]) собрание хроник правления императоров Династии Мин, правивших в… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»