ГОРЬКИЙ

ГОРЬКИЙ
ГО́РЬКИЙ
Максим (псевдоним А л е к с е я М а к с и м о в и ч а П е ш к о в а) [16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936] – великий русский писатель, основоположник лит-ры социалистического реализма. Замечательный художник слова, Г. в то же время был литературоведом, публицистом, мыслителем, внесшим свой вклад в развитие марксистско-ленинской эстетики, этики и философии культуры. Художеств. творчество Г. отличается огромной филос. насыщенностью. Нек-рые его произведения посвящены философской проблематике (поэмы "Девушка и Смерть", 1892, изд. 1917, "Человек", 1904, рассказ "Читатель", 1898, и др.); изображение идеологич. борьбы эпохи, филос. дискуссий, эволюции различных мировоззрений составляет одну из наиболее существенных сторон романа "Жизнь Клима Самгина" (1927–36). В статьях (а также в письмах) Г. органически сочетаются философские, эстетические, социально-этические, политические и историко- литературные проблемы.
В годы юности Г. знакомился с произведениями русских революц. демократов (Чернышевского, Добролюбова, Писарева), народников (Лаврова, Михайловского). К этому времени относится и первое знакомство Г. с марксистской научной лит-рой (Маркс, Энгельс, Плеханов). Критически относясь к народничеству, как и к "легальному марксизму" (Струве и др.), Г., однако, не сразу утвердился на позициях науч. социализма. Это произошло на рубеже 19 и 20 вв., в период развертывания революц. движения в России, когда Г. сблизился с социал-демократич. партией и солидаризировался с направлением ленинской "Искры".
Уже в 90-х гг. в поле зрения Г. была античная философия, классич. нем. философия 19 в., философия франц. Просвещения, совр. течения бурж. мысли. То посредством "художественной полемики", то в статьях и письмах Г. вел борьбу против провозвестника империалистич. Философии – Ницше, атаковал входившие в моду "евангелие индивидуализма" Штирнера, "космический пессимизм" Шопенгауэра и Э. Гартмана, "исторический пессимизм" Шпенглера и его последователей, иррационализм прагматистов, Бергсона, Лебона и др. Утверждая безграничные возможности человеч. разума, Г. восставал против проявлений агностицизма, скепсиса, субъективного идеализма. Столь же энергично Г. с начала 20 в. выступал против реакционеров богоискателей (Мережковского, Бердяева, Розанова и др.), пытавшихся возрождать религ. идеализм, мистику.
Вместе с тем в развитии Г. были моменты, когда он отклонялся от этих осн. позиций. После поражения революции, в 1907–09 он сблизился с группой Богданова, испытал нек-рое влияние его "эмпириомонизма", что сказалось, напр., на нек-рых теоретич. формулировках и оценках отд. писателей в курсе лекций по рус. лит-ре, читанном Г. в "каприйской школе". Серьезной ошибкой Г. в эти годы было увлечение так наз. богостроительством, к-рое наложило печать на "Исповедь" (1908), культ "Человека" принимает здесь религ. окраску; народ становится "богом" новой религии и в то же время "богостроителем". Суровая критика, к-рой Ленин подверг богостроительство как утонченную, "обновленную" религию, враждебную делу пролетариата, способствовала преодолению этих заблуждений Г. Большие политич. ошибки, допущенные Г. в 1917–18, отразились и на его филос. суждениях этого времени, содержащихся в нек-рых статьях и письмах. Советы Ленина, само дальнейшее развитие революции помогли Г. активно включиться в строительство социалистич. культуры, преодолеть ошибки и стать строителем и певцом советского строя и социалистич. культуры.
Складывавшиеся десятилетиями эстетич. воззрения Г. нашли наиболее полное выражение в период 1926–1936, когда Г. – теоретик непосредственно выступал как мудрый наставник советских писателей. Издавна Г. утверждал идею народности передового искусства (от статьи "Разрушение личности" [1909] до доклада на 1-м съезде советских писателей 1934 и статей 30-х гг.), величайшее значение труда в развитии эстетич. чувства и художеств. творчества, оплодотворяющую роль фольклора. Особую силу и своеобразие рус. лит-ры, к-рую он считал самой демократич. и свободолюбивой в мире, Г. усматривал в ее глубокой народности. Он призывал советских писателей сознательно и последовательно нести на службу народу свое иск-во, насыщать его передовыми идеями эпохи, создавать лит-ру, проникнутую большевистской идейностью и непрерывно связанную с героич. борьбой народа за социализм. В своих размышлениях о социалистическом реализме Г. подчеркивал особо действенный характер советского иск-ва, присущий ему пафос преобразования жизни, устремления в будущее, пафос раскрепощенного труда, к-рый в социалистич. обществе обретает свою творч. природу и ведет к расцвету культуры. Гл. задачу советского писателя Г. видел в изображении формирующегося нового человека. Отстаивая огромное значение художеств. наследия прошлого для социалистич. реализма, Г. в то же время стремился раскрывать новаторство и отличие социалистич. реализма от реализма прошлого. Гл. направлением в лит-ре конца 18 – нач. 20 вв. Г, считал именно критич. реализм.
Вместе с тем Г. энергично подчеркивал ценность "активного" романтизма, к-рый противопоставлялся им романтизму "пассивному"; он защищал правомерность героико-романтич. начала в иск-ве социалистич. реализма.
Принципы реалистич. эстетики Г. развивал в борьбе с декадентством и натурализмом. Рассматривая художеств. творчество как "человековедение", Г. всегда выступал против "разобществления" человека и антигуманизма – симптомов упадочного иск-ва. Г. утверждалась неразрывная связь эстетики и этики. Всесторонняя критика индивидуализма, развенчание либерально-филантропич., "пассивного" гуманизма, христианского псевдогуманизма, религ. морали – такова основная этич. проблематика, разрешавшаяся писателем. Г. развивал идеи активного революц. гуманизма, борьбы за освобождение человечества от цепей всякой эксплуатации, за построение коммунистич. общества.
Глубокими и значительными являются положения Г., относящиеся к области философии культуры. Г. опровергал клеветнические утверждения реакц. бурж. философов (Ренана, Ницше, участников сборника "Вехи" и др.) о мнимой враждебности нар. масс по отношению к культуре. В своих трудах Г. показал величайшую роль нар. масс в творчестве культуры, в создании великих образов, ставших источником бессмертных произведений иск-ва. Критикуя вульгарно-социологич. взгляды, он доказывал, что роль буржуазии в создании духовных ценностей нередко преувеличивается, что капитализм, по существу, враждебен культурному творчеству, что созидание подлинной культуры, имеющей непреходящее, общечеловеч. значение, невозможно в отрыве от народа, что духовные богатства народа-творца способны наиболее полно раскрыться в условиях социалистич. общества.
Соч.: Собр. соч. в 30 томах, М., 1949–1955; История: русской литературы, М., 1939 (Архив А. М. Горького, т. 1); Несобранные литературно-критические статьи, М., 1941; Повести, воспоминания, публицистика, статьи о литературе, М., 1951 (Архив А. М. Горького, т. 3); В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы, М., 1958.
Лит.: Балика Д., Горький над страницами философских книг, "Новый мир", 1938, август; Пиксанов Н. К., Горький учится, в его кн.: О классиках, Μ , [1933]; его же, Горький и наука, М.–Л., 1948, Михайловский Б. В., А. М. Горький и философия культуры, "Уч. зап. МГУ", 1946, вып. 110. Тр. кафедры рус. лит-ры, кн. 1; Михайловский Б. В. и Белкина Н. П., Борьба Горького с империалистической реакцией и упадочной культурой Запада, в кн.: Горьковские чтения, М.–Л., 1949; Балухатый С. Д., А. М. Горький и культура, "Вестн. АН СССР", 1938, No 2–3; Ермилов В. В., О гуманизме Горького, М., 1941; Мясников А. С., Горький, М., 1953; Бялик Б. Α., Μ. Горький – критик, в кн.: История русской критики, т. 2, М.–Л., 1958; Воробьев В. Φ., Α. Μ. Горький о специфике литературы и проблеме типического, Львов, 1958.
Б. Михайловский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Поможем со сдачей теста
Синонимы:

Антонимы:

Смотреть что такое "ГОРЬКИЙ" в других словарях:

  • Горький — Максим (1868 ) псевдоним современного русского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Р. в мещанской семье нижегородского обойщика. Четырех лет от роду потерял отца. «Семи лет (читаем мы в автобиографии Г.) меня отдали в школу, где я учился пять… …   Литературная энциклопедия

  • ГОРЬКИЙ — ГОРЬКИЙ, острый на вкус, едкий, горючий, противоположный сладкому, напр. перец, горько горюч; полынь, чисто горька. Надоел ты мне, как горькая редька. Чужой хлеб горек. Горько, приговаривают за свадебным столом, о вине, подсластить надо, и… …   Толковый словарь Даля

  • горький — См. мучительный, неприятный, обидный, печальный пить горькую, проливать горькие слезы... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. горький бедственный, тяжёлый, тяжкий, трудный,… …   Словарь синонимов

  • Горький — Максим (Пешков Алексей Максимович) (1868 1936). Русский советский писатель, литературный критик и публицист, участник революционного движения, общественный деятель. Принимал активное участие в революционном движении, помогая с. д. партии своими… …   1000 биографий

  • горький — ГОРЬКИЙ, горькая, горькое; горек, горька, горько. 1. Имеющий особый неприятный вкус, противоположный сладкому. Горький вкус. После сладкого не захочешь горького. Горький, как полынь. «Горек чужой хлеб, говорит Данте, и тяжелы ступени чужого… …   Толковый словарь Ушакова

  • Горький — Горький: Горький вкус один из основных вкусов. Максим Горький  русский и советский писатель. АНТ 20 «Максим Горький»  советский 8 моторный самолёт. Горький  название города Нижний Новгород с 1932 по 1990 год. ЦПКиО, (Центральный… …   Википедия

  • Горький —         (до 1932 Нижний Новгород), город, центр Горьковской области РСФСР. Расположен у слияния Волги и Оки. Основан в 1221. С 1350 столица Суздальско Нижегородского княжества, крупный торговый и культурный центр, с XIX в. приобрёл также… …   Художественная энциклопедия

  • ГОРЬКИЙ — ГОРЬКИЙ, ая, ое; рек, рька, рько, рьки и рьки; горче, горше, горший; горчайший. 1. (горче). Имеющий своеобразный едкий и неприятный вкус. Горькое лекарство. Г. миндаль. Во рту горько (в знач. сказ.; о горьком вкусе). Проглотить горькую пилюлю… …   Толковый словарь Ожегова

  • ГОРЬКИЙ — Максим (настоящие имя и фамилия Алексей Максимович Пешков) (1868 1936), русский писатель, публицист, общественный деятель. Большой резонанс имел сборник Очерки и рассказы (т. 1 3, 1898 99), где носителями новой, свободной морали были изображены… …   Современная энциклопедия

  • ГОРЬКИЙ — название г. Нижний Новгород в 1932 90 …   Большой Энциклопедический словарь

  • Горький — Нижний Новгород Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 …   Географическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «ГОРЬКИЙ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»