- НИЛ СОРСКИЙ
- НИЛ СОРСКИЙ
-
(в миру — Николай Майков) (ок. 1433—1508), рус. мыслитель, церк. и обществ. деятель, глава нестяжателей. Учение Н. С. отличалось от авторитарного и внешнеобрядового направления в рус. православии. В своих соч. Н. С. развивал мистико-аскетич. идеи в духе исихазма Григория Синаита, требуя сосредоточения верующего на своём внутр. мире, личного переживания веры как непосредств. единения с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла «не трудящийся да не ест», Н. С. требовал от монахов участия в производит. труде; выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. По отношению к еретикам Н. С. рекомендовал отказ от насилия и гонений. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом которой являлся Иосиф Волоцкий. В лит. наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеч. страстей, при изучении которых он опирался на традиции патристики. Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Патрикеев Косой и Артемий Троицкий.Нила Сорского Предание и Устав, [СПБ], 1912.Архангельский А. С., Н. С. и Вассиан Патрикеев ..., ч. 1, СПБ, 1882; Лурье Я. С., Направление Н. С. в идеологнч. борьбе кон. XV в., в его кн.: Идеологии, борьба в рус. публицистике кон. XV — нач. XVI вв., М.— Л., 1960; Л илиенфельд Ф., О лит. жанре некоторых соч. Н. С., в кн.: Тр. отдела др.-рус. литры, т. 18, М,— Л., 1962, с. 80—98; Lilienfеld F. v., Nil Sorskij und seine Schriften, B., 1963.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.
- НИЛ СО́РСКИЙ
-
(в миру – Николай М а й к о в, (ок. 1433–1508) – рус. обществ. деятель и мыслитель, глава нестяжателей. Постригся в монахи Кирилло-Белозерского монастыря, но в знак протеста против "обмирщения" монахов покинул монастырь. Н. С. странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с учением исихастов, изучал патристич. лит-ру (см. Патристика). Вернувшись на родину, основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, обитель, где поселился со своими единомышленниками. Учение Н. С. отличалось от авторитарного, схоластич. и внешнеобрядового православия. В своих соч. Н. С. развивал мистико-аскетич. идеи в духе афонского исихазма, требуя сосредоточения верующего на своем внутр. мире, личного переживания веры как непосредств. единения верующего с богом. Нормы евангельской морали Н. С. противопоставлял ветхозаветным концепциям иерократизма, религ. нетерпимости, законничеству. Н. С. выступил с обличением стяжательства и праздности духовенства, его стремления к накоплению богатств, к насильств. эксплуатации чужого труда. Опираясь на высказывание из послания Павла: "не трудящийся да не ест", Н. С. требовал от монахов участия в производит. труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. Учение Н. С. противостояло воинствующей церкви, идеологом к-рой являлся Иосиф Волоцкий (см. Иосифляне). На соборе 1503 Н. С. защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церк. монастырских земель.В лит. наследии Н. С. большое место занимают вопросы психологии человеч. страстей, для изучения к-рых он широко привлекал патристич. сочинения. Источником страстей являются воздействия внешнего мира. В развитии страстей Н. С. выделяет след. стадии: восприятие ("прилог"), фиксация ("сочетание"), адаптация ("сложение"), утверждение ("пленение") и, наконец, доминация – "страсть" в ее подлинном значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития.Продолжателями идей Н. С. были Вассиан Косой (Патрикеев) и Артемий Троицкий. Критич. элементы воззрений Н. С. оказали влияние на представителей рус. свободомыслия, в частности Феодосия Косого.Соч.: Нила Сорского Предание и Устав, вступ. ст. М. С. Боровковой-Майковой, [СПБ ], 1912.Лит.: Архангельский А. С., Нил Сорский и Вассиан Патрикеев..., ч. 1 – Преподобный Н. С., СПБ, 1882; История рус. лит-ры, т. 2, ч. 1, М.–Л., 1945, с. 317–22; Очерки по истории рус. психологии, [под ред. М. В. Соколова ], М., 1957; Лилиенфельд Ф., О лит. жанре нек-рых сочинений Н. С., в кн.: Труды отдела древнерус. лит., т. 18, М.–Л., 1962, с. 80–98. См. также лит. при ст. Нестяжатели.А. Клибанов. Москва.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.
- НИЛ СОРСКИЙ
-
НИЛ СОРСКИЙ (в миру Николай Майков) (1433, Москва — 1508, скит близ Кирилло-Белозерского монастыря) — русский церковный деятель, мыслитель, глава нестяжателей. Канонизирован Русской Православной Церковью. Подвизался в Кирилло-Белозерском монастыре. Странствовал по Востоку, жил на Афоне, где изучил греческий язык и познакомился с учением исихастов. Вернувшись на родину, основал скит на р. Соре. Вслед за восточными подвижниками считал, что суть монашеской жизни не во внешних обрядах, не в разных физических лишениях и бесконечных молитвах, а в “умном” мысленном делании, постоянной, сосредоточенной работе духа над греховными помыслами и страстями, борьбе с ними. Нил Сорский выделяет 8 дурных помыслов: чревообъедение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Овладевая человеком, дурной помысел проходит 5 ступеней: прилог, сочетание, сложение, пленение, страсть. Борьба с дурными помыслами ведется с помощью мысленной духовной молитвы и безмолвным постоянным наблюдением за своим умом. В результате монах должен научиться не только внешне соблюдать заповеди, но даже не помышлять об их нарушении. Этим достигается устойчивость души против житейских невзгод и волнений, ум человеческий забывает все земное, а душа обретает “неизреченную радость” предчувствия вечного блаженства. Нил Сорский активно выступал с проповедью терпимого отношения к раскаявшимся еретикам. На церковном соборе 1503 выступил против монастырского землевладения, но потерпел поражение.Изд.: Боровкова- Майкова М. С. Нила Сорского Предание и Устав.— “Памятники древней письменности и искусства”, т. 179.СПб., 1912. Лит.: Лурье Я. С. Направление Нила Сорского в идеологической борьбе кон. 15 в.— Он же. Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 — нач. 16 в. М.—Л., I960.Е. Н. Бутузкина
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
.