«НИКОМАХОВА ЭТИКА»

«НИКОМАХОВА ЭТИКА»
«НИКОМАХОВА ЭТИКА»
        (? ? ? N?, Ethi-ca Nicomachea), осн. этич. трактат Аристотеля, отражающий позднюю фазу развития его этич. учения (датируется 2-м афинским периодом — 334 — 322 дон. э.), классич. памятник антич. эвдемонизма. Назван в память об отце или рано умершем сыне Аристотеля Ни-комахе (второе вероятнее). Единственный из крупных трактатов Аристотеля, дошедший до нас в том виде, как он был задуман и написан, и, видимо, предназначенный не только для внутришкольного пользования, но и для более широкого круга читателей. Состоит из 8 книг равного объёма. Кн. 5—7 «Н. э.» тождественны кн. 4—6 «Евдемовой этики»; на эту проблему до сих пор не дано однозначного ответа. Согласно И. Дюрингу (1966) и Ф. Дирльмайеру (1969), эти три книги скорее принадлежали первоначально «Евдемовой этике». В 1-й кн. говорится о высшем благе, причём Аристотель ограничивает задачи исследования «практически достижимым благом» (??), оставляя в стороне платоновское понятие трансцендентного блага. Высшее благо — это счастье (эвдемония), которое определяется как разумная деятельность души по осуществлению своей «арете» (добродетели). Душа (псюхе) распадается на рациональную и иррациональную части. Разум должен контролировать иррациональную часть души («умерять страсти») и правильно действовать сам по себе. Так выводятся два типа добродетелей — этические и дианоэтические (интеллектуальные). Этич. добродетель (вопреки сократич. тезису) не есть знание, но приобретается через воспитание и «привычку». Сущность этич. добродетелей — в балансировании между «избытком» и «недостатком», в поддержании «середины» между двумя крайностями. Кн. 2—5: виды этич. добродетели. Особое место занимает анализ «справедливости» (5-якн.), в которой Аристотель различает два аспекта — общий и частный. Общая концепция справедливость» как «совершенная добродетель», объемлющая все остальные) совпадает с платоновской («Государство»), частная рассматривает «справедливость» как отд. арете в ряду других; в этом значении «справедливость» разделяется на «распределительную» и «компенсаторную»: первая основана на распределении благ в соответствии с «достоинством» личности, вторая (осуждённая Платоном в «Законах» 757 а слл. и реабилитированная Аристотелем для сферы торг. обмена и суд. наказания) полностью игнорирует личность, основана на принципе равной компенсации прибыли (убытка) соответственно убытком (прибылью). Кн. 6: виды дианоэтич. добродетелей, которые делятся в соответствии с расчленением рациональной части души на «научную» и «расчётливую (планирующую)» способность : первая рассматривает необходимость, то, что не может быть иным, чем оно есть; вторая — «то, что может быть иначе», т. е. зависит от нашей деятельности. Дианоэтич. добродетели первого класса — «науч. знание» (эпистеме) и интуитивный разум (нус); они образуют «мудрость» (София). Дианоэтич. добродетели второго класса — «искусство» , направленное на «творчество» , и нравств. сознание , направленное на практич. деятельность ; цель практич. деятельности, осуществляемой согласно «правильному логосу» («норме»), заключена в ней самой, цель «пойетич.» (творч.) деятельности — вне неё, т. е. в произведении. Кн. 8—9: многоаспектный анализ понятия «дружба» (филия) как существ. момента эвдемонии (её мотивы, формы, причины распада и т. д.); «дружба» определяется как середина между лестью, или угодливостью, и угрюмой замкнутостью (И 08 а 26). Знаменитое выражение культа истины «Платон мне друг, но истина дороже» основано на «Н. э.» (1096 а 12 слл.). Проблема удовольствия обсуждается в «Н. э.» дважды: кн. 7, гл. 12—15, и кн. 10, гл. 1—5, причём Аристотель и здесь занимает среднюю позицию между аскетич. ригоризмом и гедонизмом: удовольствиеэпифеномен счастья, оно завершает аретологич. деятельность и сопутствует эвдемонии («Н. э.» 1174 b 31). Заключит. главы «Н. э.» (кн. 10, гл. 6—10) рисуют этич. идеал Аристотеля, который он видит в «cозерцат. жизни» (, vita contemplative), или деятельности (см. Энергия) ума (нуса) по осуществлению своей арете, т. е. занятиях философией. Греч. комм.к «Н. э.»— Гелиодора из Прусы, Михаила Эфесского, Евстратия и Анонима изданы в серии CAG (соответственно ?.XVIII; ?.XIX 2; ?.XX; ?.XXII 2, 3).
        Издания: ?. Susemini, 1887; I. Bywater, 1894, 1957; J. Burnet, 1900. Важнейшие комм.: J. A. Stewart, v. 1—2, 1892; K. A. Gauthier et J. I. Jolif, t. 1—2, 1958—59; Fr. Dirlrneier, 19692 (библ.). Рус. пер. Э. Л. Радлова (1908).
        Eriksen T. В., Bios theoretikos. Notes on Aristotle's Ethica Nicomachea X, 6—8, Oslo — Bergen — Tromsо, 1976.
        А. В. Лебедев.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

«НИКОМАХОВА ЭТИКА»
главное этическое соч. Аристотеля в 10 книгах (кроме «Никомаховой этики», известны еще «Эвдемова этика» и «Большая этика»). Предполагают, что «Никомахова этика» была опубликована уже после смерти Аристотеля его сыном Никомахом (Nicomachus). Рус. пер. – «Этика», СПБ., 1908.

Философский энциклопедический словарь. 2010.


.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "«НИКОМАХОВА ЭТИКА»" в других словарях:

  • НИКОМАХОВА ЭТИКА —     «НИКОМАХОВА ЭТИКА» (Ἠθικὰ Νικομάχεια), сочинение Аристотеля, датируется 2 м афинским периодом (334 322 до н. э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова… …   Античная философия

  • “НИКОМАХОВА ЭТИКА” —     “НИКОМАХОВА ЭТИКА” (Ηθικά Νικομάχεια) одно из трех (наряду с “Евдемовой этикой” и “Большой этикой”) этических сочинений Аристотеля. От него до яас дошло три произведения по этике единственный в свогм роде случай, который до настояшего времени …   Философская энциклопедия

  • НИКОМАХОВА ЭТИКА — «НИКОМАХОВА ЭТИКА» – главное этическое соч. Аристотеля в 10 книгах (кроме «Никомаховой этики», известны еще «Эвдемова этика» и «Большая этика»). Предполагают, что «Никомахова этика» была опубликована уже после смерти Аристотеля его сыном… …   Философская энциклопедия

  • НИКОМАХОВА ЭТИКА — ’НИКОМАХОВА ЭТИКА’ сочинение Аристотеля (время написания не установлено). Название ‘Н.Э.’ восходит к имени человека, которому данный труд посвятил автор. Перу Аристотеля приписывают три книги, исполненные в форме трактатов о нравственности:… …   История Философии: Энциклопедия

  • Никомахова этика — «Никомахова этика» или «Этика Никомаха» (др. греч. Ἠθικὰ Νικομάχεια) книга из разряда этических сочинений Аристотеля, посвящённая (точнее, адресованная) его сыну Никомаху. Второе предположение о возникновении названия книги: один из сыновей,… …   Википедия

  • Никомахова этика (Аристотель) — «Никомахова этика» или «Этика Никомаха» (др. греч. Ἠθικὰ Νικομάχεια)  книга из разряда этических сочинений Аристотеля, посвящённая (точнее, адресованная) предположительно его сыну Никомаху. Ещё одно предположение о возникновении названия… …   Википедия

  • НИКОМАХОВА ЭТИКА — сочинение Аристотеля (время написания не установлено). Название Н.Э. восходит к имени человека, которому данный труд посвятил автор. Перу Аристотеля приписывают три книги, исполненные в форме трактатов о нравственности: Н.Э. , Евдемова этика и… …   История Философии: Энциклопедия

  • ЭТИКА — 1) наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем устойчивую природу к. л. явления, в т.ч. нрав, характер,… …   Философская энциклопедия

  • Этика (значения) — Этика учение о нравственности. «Этика» основное философское произведение Спинозы. «Никомахова этика» или просто «Этика» труд Аристотеля …   Википедия

  • Этика — (греч. ethiká, от ethikós касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos привычка, обыкновение, нрав)         философская наука, объектом изучения которой является Мораль, нравственность как форма общественного сознания, как… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»