- Нил Сорский
- Нил Со́рскийв миру Николай Майков (около 1433 — 1508), церковный деятель, идеолог и глава нестяжателей. Развивал мистико-аскетические идеи в духе исихазма (личное переживание веры, нравственное самоусовершенствование и т. п.). Требовал от монахов следовать евангельскому тезису «не трудящийся да не ест». Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монахов.* * *НИЛ СорскийНИЛ Сорский (в миру Николай Майков) (около 1433 — 1508), русский церковный деятель, глава нестяжателей (см. НЕСТЯЖАТЕЛИ). Будучи монахом Кирилло-Белозерского монастыря, Нил странствовал по Востоку, побывал в Константинополе и Афоне, где познакомился с исихазмом, изучал патристическую литературу. Вернувшись на родину, он основал вблизи Кирилло-Белозерского монастыря, у реки Соры, свою обитель. Учение Нила Сорского отличалось от официального русского православия, в котором были сильны тенденции авторитаризма и слепого следования внешней стороне обрядов. В своих сочинениях Нил Сорский развивал мистико-аскетические идеи в духе исихазма Григория Синаита, требуя сосредоточения верующего на своем внутреннем мире, личного переживания веры как непосредственного единения верующего с богом. Опираясь на высказывание из послания Павла «не трудящийся да не ест», Нил Сорский требовал от монахов участия в производительном труде; он выступал за реформу монашества на началах скитской жизни. Нил Сорский рекомендовал отказаться от насилия и гонений еретиков. Его учение противостояло воинствующей церкви, идеологом которой являлся Иосиф Волоцкий. На соборе 1503 года Нил Сорский защищал политику великокняжеской власти, направленную на секуляризацию церковных монастырских земель. В литературном наследии Нила Сорского большое место занимают вопросы психологии человеческих страстей, при изучении которых он опирался на традиции византийского аскетизма. Вслед за Иоанном Лествичником Нил Сорский выделил стадии в развитии страстей: восприятие («прилог»), фиксация («сочетание»), адаптация («сложение»), утверждение («пленение») и доминация — «страсть» в ее настоящем значении. Усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития, стремиться к нравственному усовершенствованию.
Энциклопедический словарь. 2009.