ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА


ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА
ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА
(санскр. Tattvarthadhigamasntram — «Сутра постижения значения категорий») — базовый текст джайнской философии и религии, принятый в качестве авторитетного течениями шветамбаров и дигамбаров, составленный Умасвати (Умасвами), «наставником аскетов и ораторов». Умасвати (ошибочно считавшийся учеником знаменитого философа Кундакунды) жил, вероятно, во 2— 3 вв. Текст «Т.» составлен на санскр. и состоит из десяти глав. Глава I, содержащая вводную часть и теорию познания, открывается общеджайнским тезисом о том, что путь к освобождению (см. МОКША ) — это праведное воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение — убежденность в истинности семи категорий: джива (душа), аджива (не-душа), асрава («приток» в душу тонкой кармической материи), бандха («связанность» души этой материей), самвара (начальное блокирование этого «притока»), нирджара (завершающие стадии блокирования) и мокша. Правильное познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясновидческое, телепатическое и абсолютное (классификация, отличная от общеиндийского распределения источников знания). Первые два вида — опосредованные (различаются пять стадий первого), остальные — непосредственные. Главы II—IV посвящены главной категории — дживе. Сущность души — способность к отражению объектов. Души делятся на пребывающие в сансаре и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Здесь же различаются четыре способа рождения живых существ. Глава V, посвященная субстанциям души и не-души, открывается определением субстанций как таковых. Общие их атрибуты — вечность, неизменность, бесформенность. Здесь же делается оговорка, что веществопудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут — вездесущесть (которая, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и сама природа их как субстрата качеств и проявлений, и учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также и время. В главах VI—VII рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава — это и результат активности: благой и не-благой, «омраченной» и «неомраченной». Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнизма — праведного поведения. Речь идет о пяти фундаментальных «обетах»: преодоление насилия, лжи, нечестности, нецеломудрия, стяжательства, далее перечисляются проступки против них. Предмет главы VIII — закабаление индивида кармами (как следствие «притоков» кармы); здесь же калькулируются сроки действия различных карм. В главе IX рассматриваются две стадии преодоления «притоков» кармической материи — посредством нравственных деяний и аскетических подвигов и медитативных средств закрепления результата. Глава X посвящена «освобождению», которое есть ликвидация «закабаления», по-иному, следствие нирджары, рассматриваемое как окончательное уничтожение карм. У адепта, достигающего этого состояния, восстанавливаются всеведение и могущество души — став «совершенным», он может «восходить» до пределов Вселенной.
В течение веков «Т.» неоднократно комментировалась (первым ее истолкователем был сам Умасвати) философами шветамбаров и дигамбаров и сохраняет свое значение в джайнизме и в настоящее время.

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. . 2004.


.

Смотреть что такое "ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА" в других словарях:

  • “ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА” —     “ТАТТВАРТХАДХИГАМА СУТРА” (санскр. Tattvärthädhigama siltra “Сутра реализации значения первопринципов”) базовый текст джайнской философии и религии, созданный, вероятно, во 2 3 вв. Умасвати (“наставником” аскетов и риторов) и признаваемый… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • УМАСВАТИ —         или УМАСВАМИ, как его именуют дигамбары, основоположник джайнской систематич. философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к рых занимает Таттвартхадхигама сутра . Существует две дигамбарские версии… …   Словарь индуизма

  • дигамбары — (буквально «одетые пространством», то есть нагие), одна из двух главных джайнских школ. Возникла вследствие раскола джайнизма после переселения части общины на юг в первые века н. э. Дигамбары следуют древнему, установленному некогда старейшиной… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ДЖАЙНИЗМ — одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая,… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЖАЙСКИЙ КАНОН —     ДЖАЙΗСКИЙ КАНОН канон авторитетных текстов, кодифицированный на соборе в Валабхи (вГуджарате)в5 в. шветамбирами (см. Джайнизм). Как и буддийский канон (см. Тршштака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой… …   Философская энциклопедия

  • Метта — У этого термина существуют и другие значения, см. Метта (значения). Метта (пали Mettā; Деванагари: मेत्ता) или майтри (санскр. maitrī)  любящая доброта[1][2][3], дружелюбие[4][5] …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.