“ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА”


“ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА”
“ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА”
    “ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА” (санскр. Tattvärthädhigama-siltra — “Сутра реализации значения первопринципов”) — базовый текст джайнской философии и религии, созданный, вероятно, во 2—3 вв. Умасвати (“наставником” аскетов и риторов) и признаваемый высшим авторитетом обеими ветвями джайнизма. Текст составлен на санскрите и состоит из 10 глав. Глава 1, содержащая вводную часть и теорию познания, открывается тезисом о том, что путь к освобождению (мокша) — это праведные воззрение, познание и поведение. Праведное воззрение — убежденность в истинности 7 категорий: джива, аджива, дереве, бандха, самвара, нирджара, мокша. Праведное, или аутентичное, познание подразделяется на чувственно-логическое, познание от слова авторитета, ясновидческое, телепатическое и абсолютное. Первые два вида — опосредованные (различаются 5 стадий первого), остальные — непосредственные. Главы 2—4 посвящены первой и главной категории — дживе. Подробные классификации душ составляют основной материал этих разделов. Сущность души — способность к отражению объектов. Души делятся на сансарные и освободившиеся, разумные и неразумные, динамические и стационарные. Различаются четыре способа рождения живых существ. Глава 5, посвященная адживе, или субстанциям не-души, — дхарма, адхарма, акашапространство, пудгала — открывается определением субстанций (дравм) как таковых (включая и дживу). Общие их атрибуты — вечность, неизменность, бесформенность. Делается оговорка, что вещество-пудгала имеет форму, и вводится еще один общий атрибут — вездесущность (которая, правда, не распространяется на атомы). Выясняются основные назначения всех субстанций и лишь затем сама природа их как субстрата качеств и проявлений. Учитывается мнение тех, кто относит к субстанциям также время. В главах 6—7 рассматривается асрава, определяемая как активность тела, речи и ума. Вместе с тем асрава — это результат активности: благой и неблагой, омраченной и не-омраченной. Перечисляются асравы различных карм как следствия прошлых поступков. Тема притока карм открывает возможность для выяснения третьего основания джайнской сотериологии — праведного поведения. Речь идет о 5 фундаментальных “обетах” преодоления насилия (см. AsaiMca), лжи, воровства, нецеломудрия, стяжательства и аккуратно перечисляются проступки против них. В главе 8 рассматривается бандха — закабаление индивида кармами (как следствие асрав) и здесь же исчисляются сроки действия различных карм. В главе 9 рассматриваются две стадии преодоления притока карм и закабаления ими — самвара, или остановка асравы посредством нравственных деяний и аскетических подвигов, и нирджара, или закрепление противодействия кармам. Заключительная глава 10 посвящена мокше: “освобождение” — это ликвидация причин закабаления, результат нирджары — уничтоженность всех карм. Адепт, достигающий этого состояния, становится всеведущим и как “совершенный” (сиддха) может восходить до конца вселенной. Изд.: Eine Jaina Dogmatik. Umäsväti's Tattvärthädhigama Sutra, übers. und erläutert von H. Jacobi.— “Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft”, 1906, Bd LX, S. 287-325, 512-551.
    В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. . 2001.


.

Смотреть что такое "“ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА”" в других словарях:

  • ТАТТВАРТХАДХИГАМА-СУТРА — (санскр. Tattvarthadhigamasntram «Сутра постижения значения категорий») базовый текст джайнской философии и религии, принятый в качестве авторитетного течениями шветамбаров и дигамбаров, составленный Умасвати (Умасвами), «наставником аскетов и… …   Философская энциклопедия

  • ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — многообразие локальных характеристик в контексте родовых признаков философии, которое можно реконструировать на материале текстов инд. культуры в историческом движении традиционалистского полиформизма. Под родовыми признаками философии,… …   Философская энциклопедия

  • УМАСВАТИ —         или УМАСВАМИ, как его именуют дигамбары, основоположник джайнской систематич. философии на санскрите. Ему приписывается ок. 500 работ, центр, место среди к рых занимает Таттвартхадхигама сутра . Существует две дигамбарские версии… …   Словарь индуизма

  • дигамбары — (буквально «одетые пространством», то есть нагие), одна из двух главных джайнских школ. Возникла вследствие раскола джайнизма после переселения части общины на юг в первые века н. э. Дигамбары следуют древнему, установленному некогда старейшиной… …   Энциклопедия «Народы и религии мира»

  • ДЖАЙНИЗМ — одна из наиболее организованных и влиятельных религий Индии, получившая свое название по имени ее основателя Джины Махавиры. За свою долгую историю джайнизм создал значительную литературу на пракрите, санскрите и новоиндийских языках, которая,… …   Энциклопедия Кольера

  • ДЖАЙСКИЙ КАНОН —     ДЖАЙΗСКИЙ КАНОН канон авторитетных текстов, кодифицированный на соборе в Валабхи (вГуджарате)в5 в. шветамбирами (см. Джайнизм). Как и буддийский канон (см. Тршштака), джайнское собрание канонических текстов стало результатом многовековой… …   Философская энциклопедия

  • Метта — У этого термина существуют и другие значения, см. Метта (значения). Метта (пали Mettā; Деванагари: मेत्ता) или майтри (санскр. maitrī)  любящая доброта[1][2][3], дружелюбие[4][5] …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.