- Горький
-
(до 1932 - Нижний Новгород) - крупнейший индустр. город Поволжья, один из старейших центров театр. и муз. жизни России. 1189 тыс. жит. (1972). Проф. муз. иск-во города в 17 и нач. 18 вв. представляли хоры нижегор. монастырей. Позднее в помещичьих усадьбах формируются крепостные оркестры, оперные и драм. труппы. Спектакли крепостной труппы помещика Н. Г. Шаховского положили начало (1798) публичным представлениям опер и драм, балетов, комедий и водевилей с музыкой. Из крепостных музыкантов труппы Шаховского выделялся Яков Завидов - композитор, балетмейстер, певец-баритон. С 40-х гг. 19 в. Нижегородский т-р имел вольнонаёмную труппу; в 1850 был пост. первый акт оперы М. И. Глинки "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин"). Большое значение для развития театр. жизни города имели ежегодные ярмарки. Со 2-й пол. 19 в. (преим. на сцене ярмарочного т-ра) начинаются гастроли разл. частных оперно-балетных и опереточных трупп (артисты Петерб. и Моск. имп. т-ров, Итал. труппа, труппы П. М. Медведева, H. H. Фигнера и др.). Летом 1896 к открытию Всероссийской художеств.-промышленной выставки в Н. Новгороде сооружено здание нового т-ра, в к-ром выступала оперная труппа С. И. Мамонтова во главе с И. В. Тартаковым и молодым Ф. И. Шаляпиным (пел в Н. Новгороде также в 1901, 1902, 1903, 1910). Т-р был открыт оперой "Жизнь за царя" с участием Шаляпина. В кон. 19 и нач. 20 вв. на сцене ярмарочного т-ра гастролировали выдающиеся певцы: Н. Н. Фигнер, М. И. Фигнер, А. Фострем, Л. Г. Яковлев, Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, П. И. Цесевич, А. Дидур и др.
Одновременно с муз. т-ром на рубеже 18 и 19 вв. начала развиваться и конц.-муз. жизнь Н. Новгорода, проходившая первоначально преим. в домах дворянской интеллигенции. В 40-х и нач. 50-х гг. 19 в. центром муз. жизни города становится дом известного литератора и муз. критика А. Д. Улыбышева. Здесь устраивались муз. вечера, в к-рых принимали участие местные музыканты и приезжие артисты (исполнялись камерные инстр. сочинения Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, произв. Л. Керубини, Л. Шпора, Ф. Мендельсона, а также М. И. Глинки и других совр. рус. композиторов). Здесь же начал впервые выступать публично как пианист молодой М. А. Балакирев. Для исполнения крупных оркестровых и хор. сочинений Улыбышев приглашал оркестр местного т-ра, воен. музыкантов, церк. певчих. Во 2-й пол. 19 в. широкую аудиторию привлекали публичные концерты на ярмарке и в гор. т-ре. Большим событием явилось первое публичное исполнение в 1852 в гор. т-ре "Реквиема" Моцарта (под упр. К. Эйзриха). В 1873, по инициативе Н. Г. Рубинштейна, открыто нижегородское отд. Русского муз. об-ва, устраивавшее ежегодно 10 симф. концертов, а также регулярные вечера камерной музыки. В 1896 значит. оживление в муз. жизнь города внесли концерты Всероссийской художеств.-промышл. выставки, в к-рых выступали: симф. оркестр иод упр. В. И. Главача, хор. капелла Д. А. Славянского, виолончелист С. Э. Буткевич, контрабасист С. А. Кусевицкий, владимирские рожечники и другие. Зимой 1904 в Н. Новгороде гастролировал симф. оркестр Моск. консерватории под упр. В. И. Сафонова, а в 1911 и 1912 симф. оркестр С. А. Кусевицкого. В 1900 инженер Н. Г. Куликовский организовал любит. симф. оркестр из служащих и рабочих Сормовского завода.
До 70-х гг. 19 в. преподавание музыки велось исключительно в закрытых пансионах и гимназиях для привилегиров. слоёв об-ва. В 1873 начали работу муз. классы отд. РМО (позднее - муз. уч-ще), к-рые в течение почти полувека возглавлял композитор и дирижёр В. Ю. Виллуан. Здесь обучались пианист и композитор С. М. Ляпунов, муз. теоретик и критик И. Н. Протопопов, пианисты И. А. Добровейн, В. И. Скрябина, скрипач Д. С. Крейн и композитор А. А. Крейн. В нач. 20 в. в Н. Новгороде работало неск. частных муз. школ, в т. ч. В. М. Цареградского, ученика и последователя М. А. Балакирева. С сер. 19 в. получило развитие церковно-хор. исполнительство. В 80-х гг. были известны хор. капелла нижегородского купца В. Рукавишникова, к-рой руководил Н. И. Соколов, позднее хоры под упр. А. А. Кривауса и И. Н. Казанцева, исполнявшие церк. и светскую музыку. В 1892 в связи с приездом П. И. Чайковского нижегородский сводный хор дал в манеже концерт из произв. композитора. В период подъёма революц.-демократич. движения 1902-05 в хорах, объединявших рабочую молодёжь, разучивались революц. песни. Иногда хор. спевки служили средством конспирации нелегальных собраний, маёвок и т. д.
Широкие возможности для всестороннего развития муз. жизни города открылись после Великой Oкт. социалистич. революции. Возродились муз. спектакли, осуществляемые местными силами. Первый оперный спектакль был дан любительской труппой "Молодая опера" ("Евгений Онегин", 26 I 1918 в зале Обществ. собрания), в дальнейшем спектакли ставились в нижегородской Нар. консерватории (1918-20), в оперной студии Н. И. Соколовой-Мшанской (1921-22), коллективом Оперно-концертного ансамбля ("Оперконанс", 1927-1933). Впервые сов. опера ("Орлиный бунт" Пащенко) была исполнена на нижегородской сцене гастрольной Ленингр. труппой в 1928. В 1935 в Горьком был создан стационарный т-р оперы и балета (см. Горьковский театр оперы и балета).
В 1918 при Нижегородском губисполкоме открылся Муз. отдел (МУЗО), ведавший всей конц. деятельностью в городе. В том же году сформирован гос. симф. оркестр, к-рый давал бесплатные концерты в гор. т-ре. В рабочих клубах организовывались вечера камерной музыки. Широкое развитие получила муз. самодеятельность. В 1926 был открыт Канавинский Дворец культуры им. В. И. Ленина, ставший центром культ.-просвет. деятельности одного из старейших рабочих районов Н. Новгорода, в 1929 - Дворец культуры в Сормове. Важную роль в пропаганде муз. культуры в городе сыграло основанное в 20-х гг. муз. радиовещание. Большую конц. работу в эти годы вели учащиеся и преподаватели Гор. муз. училища. В 1937 открылась филармония, при к-рой был создан симф. оркестр. С 1947 концерты проводятся в зале гос. консерватории (в 1960 там установлен орган). В 60-х гг. филармония организовала фестивали "Современная музыка", получившие всесоюзную известность (1-й в 1962 с участием М. Л. Ростроповича, В. Клайберна и др. видных музыкантов, 2-й в 1964, посв. творчеству Д. Д. Шостаковича, 3-й в 1967 в ознаменование 50-летия Октября, посв. музыке 15 союзных республик; фестивали проходили также в 1969 и 1971). В 1967 открыт новый Кремлёвский концертный зал, в к-ром филармония организует выступления местных и гастрольных муз. коллективов.
После 1917 в Н. Новгороде были созданы гос. муз. школы. Обучение в них проводилось бесплатно. В 1918 на базе нижегородского муз. уч-ща создана Народная консерватория (в 1922 реорганизована в муз. техникум). В 1947 в Г. основана консерватория им. М. И. Глинки. В 1946 организована Горьковская детская хор. капелла мальчиков. В 1973 в Г. (и области) работали 68 муз. школ (св. 4000 учащихся), 3 средних муз. уч. заведения (два из них в Арзамасе и Дзержинске Горьковской обл.). В 1951 было создано Горьковское отд. Союза композиторов РСФСР (в 1965 реорганизованное в Верхневолжское отделение, объединившее композиторов и музыковедов, проживающих в городах Верхнего Поволжья; на 1973 в его составе 21 чсл.). За годы сов. власти выдвинулась группа талантливых музыкантов. Среди них: композиторы нар. арт. СССР А. А. Касьянов, засл. деят. иск-в РСФСР А. А. Нестеров, оперный дирижёр засл. деят. иск-в РСФСР и засл. арт. УССР А. Г. Ерофеев, гл. дирижёр симф. оркестра филармонии засл. деят. иск-в РСФСР И. Б. Гусман, засл. учительница РСФСР H.H. Полуэктова и др.
Муз.-просветит. работу ведут также Обл. дом нар. творчества, Гор. дом художеств. самодеятельности, Горьковское отд. Всероссийского хор. об-ва, Музей Ф. И. Шаляпина, расположенный в средней школе им. Ф. И. Шаляпина, нотный отдел Обл. публичной б-ки им. В. И. Ленина, Дворцы культуры и клубы.
Литература: Музыкальные вечера в Нижнем, "Москвитянин", 1841, ч. 4, No 8; Храмцовский Н., Краткий очерк истории и описание Нижнего Новгорода, ч. 1-2, Н. Новгород, 1857-59; Гациский А. С., Нижегородский театр, Н. Новгород, 1867; Долгорукий И. М., Журнал путешествия из Москвы в Нижний 1813 года, (б. м. и б. г.), то же, в его кн.: Славны бубны за горами, М., 1870; Горький А. М., (Статьи и корреспонденции) С Всероссийской выставки (1896). (Впечатления, наблюдения, наброски, сцены и т. д.), Собр. соч., т. 23, М., 1953; Полуэктова Н. Н., Коллар В. A., Музыканты-нижегородцы, в сб.: Люди русского искусства, Горький, 1960; Коллар В. A., Очерк истории музыкального театра в Нижнем Новгороде, в сб.: Из музыкального прошлого. Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс, т. 1, М., 1960; его же, 187 дней из жизни Шаляпина, Горький, 1967. В. А. Коллар.
Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982.