хань фэй-цзы

хань фэй-цзы
Трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н.э.). Совр. текст состоит из 55 пяней (глав), не все из к-рых единогласно признаются аутентичными.
В "Х.Ф .-ц." соединены и развиты легистские доктрины .Шан Яна и Шэнь Бухая. У первого преемствовано прежде всего учение о всесилии писаного юридич. закона (фа (1)); концепция "наград и наказаний" как осн. метода управления; учение о примате земледелия и войны над всеми др. занятиями. У Шэнь Бухая почерпнута идея системы управления гос. аппаратом (син- мин, см. Мин (2)) и принципы взаимоотношений с ним государя, к-рый должен единолично принимать решения, избегая консультаций с сановниками. Однако, согласно "Х.Ф.-ц.", Шэнь Бухай не уделял должного внимания законам, заботясь прежде всего о наказаниях чиновников (гл.43). Хань Фэй выступал за разрушение патронимич. связей, т.к. существование основанных на них органов самоуправления сужало рамки деспотич. власти; отстаивал идею допущения к гос. службе всякого способного претендента независимо от его происхождения (гл. 44).
Гл. объектом теоретизирования Хань Фэй, как и Шэнь Бухай, делает не социум, а чиновничество. Помимо системы "наград и наказаний" в "Х.Ф.-ц." предложен ряд мер воздействия на бюрократию с учетом ее психологич. особенностей: предоставляя высокие должности и оклады, держать их обладателей в страхе за свою судьбу; постоянно напоминать чиновникам, кому они обязаны благополучием и как следует себя вести, чтобы не лишиться этих благ; угрожать чиновникам за проступки уничтожением всей семьи и даже целой патронимии; поддерживать систему взаимной слежки и доносительства и т.п. (гл. 48).
Важная часть доктрины Хань Фэя - учение о мудром правителе, к-рый не должен уступать чиновникам ни крупицы власти, ибо они "превратят эту крупицу в сто крупиц" (гл. 31). Особенно следует оберегать право государя единолично награждать и наказывать чиновников (гл. 7). Для реализации юридич. закона пригодны любые средства, необходимы жестокость и всемерное ограничение образования: "В гос-ве мудрого правителя нет книг ученых" (гл. 49). Одно из осн. качеств правителя - скрытность: иногда разумнее "принизить свои способности", дабы утаить от приближенных мотивы своих поступков и свои планы, понаблюдать за поведением чиновников. Правитель должен поддерживать в чиновничьей среде атмосферу взаимной подозрительности, раскалывать сановников на противоборствующие группировки, не допуская чрезмерного усиления одной из них (гл. 1).
Политич. учение Хань Фэя опирается на развитую систему общетеоретич. построений, выводящих этич. нормы и принципы управления из законов универсума. В русле даос, натурфилософии он обосновал необходимость следования дао как источнику и общей закономерности всего сущего ("дао - это то, что делает вещи такими, как они есть", гл. 6). Хань Фэй продолжил детальную терминологич. разработку понятия ли (1) ("принцип"), толкуя "принципы" как закономерности мироздания, обусловливающие качества отд. вещей (размер, форму, вес, прочность), как "формирующий вещи узор (вэнь) (мироздания)" (там же). Все множество "принципов" объемлется дао, к-рое в то же время "гибко и мягко" следует "принципам" вещного мира. "Отбрасывающий дао и ли (1)" правитель неизбежно "потеряет свой народ и лишится богатств", у выверяющего же свои действия по дао и ли ( 1 ) как по циркулю и угольнику "нет дел, в к-рых бы он не добился успеха" (гл. 6).
*Х.Ф.-ц. // ЧЦЦЧ. Т. 5. Пекин, 1956; Чэнь Цию. Х.Ф. -ц. цзи ши ("Х.Ф. -ц." с собр. коммент.). Т. 1 - 2. Шанхай, 1958; Х.Ф.-ц. (Об управлении гос-вом. О дао и дэ. Гносеология, воззрения). Пер. М.Л. Титаренко // Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969; Из кн. "Х.Ф.-ц.". Пер. И. Ли-севича // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973; Х.Ф.-ц. (гл. 8, 11, 12, 43, 49, 50 - пер. Е.П. Синицына; гл. 20 - пер. B.C. Спирина) // Древнекит. философия. Т. 2. М., 1973; "История кит. философии. М., 1989. С. 163 - 84. См. также литру к ст. Легизм.
Л. С. Переломов

Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "хань фэй-цзы" в других словарях:

  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ” —     “ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ” памятник древнекитайской мысли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н. э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентичными.     В “Хань Фэй… …   Философская энциклопедия

  • «ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ» — – памятник древнекитайской мысли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н.э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентичными.     В «Хань Фэй цзы» соединены и… …   Философская энциклопедия

  • Хань Фэй-цзы — Хань Фэй 韩非 (ум. 233 г. до н. э.) ведущий идеолог древнекитайских легистов, отстаивавший преимущества деспотической формы правления. Его высказывания нашли отражение в трактате «Хань Фэй цзы» и стали ядром политического мировоззрения объединителя …   Википедия

  • ХАНЬ ФЭЙ —         Хань Фэй цзы (ок. 280 233 до н. э.), др. кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ цзы, автор трактата «Хань Фэй цзы (Трактат учителя… …   Философская энциклопедия

  • Хань Фэй — (кит. трад. 韓非, упр. 韩非, пиньинь: Han Fei) (ум. 233 г. до н. э.) ведущий идеолог древнекитайских легистов, отстаивавший преимущества деспотической формы правления. Его высказывания нашли отражение в трактате «Хань Фэй цзы» и стали ядром… …   Википедия

  • Хань Фэй — (288 233 до н. э.), один из основоположников школы фацзя в Древнем Китае. Основной автор трактата «Хань Фэй цзы». * * * ХАНЬ ФЭЙ ХАНЬ ФЭЙ (288 233 до н. э.), один из основоположников школы фацзя в Др. Китае. Основной автор трактата «Хань Фэй цзы» …   Энциклопедический словарь

  • Хань Фэй —         Хань Фэй цзы (288 233 до н. э.), один из основоположников легистской школы (Фацзя) в Древнем Китае. Сановник в царстве Цинь. Автор большинства глав трактата «Хань Фэй цзы», в котором особое внимание уделялось проблемам управления… …   Большая советская энциклопедия

  • ХАНЬ ФЭЙ — (288 233 до н. э.) один из основоположников школы фацзя в Др. Китае. Основной автор трактата Хань Фэй цзы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хань Фэй — (288–233 до н.э.), один из основоположников школы фацзя ( школа законников – легистов) в Др. Китае. Осн. автор трактата Хань Фэй цзы …   Биографический словарь

  • ХАНЬ ФЭЙ — (288 233 до н. э.) один из основоположников легистской школы ( фацзя ) в Др. Китае. Им написано большинство из 55 глав трактата Хань Фэй цзы . Гл. 19, 25 27, 42, 51, 52, 54 были составлены последователями X. Ф. и содержат записи его высказываний …   Советская историческая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»