- царство хань
-
ХАНЬ ФЭЙ 288, царство Хань, - 233Крупнейший теоретик легизма, автор трактата "Хань Фэй-цзы". Был первым сановником Цинь Шихуана - основателя централизованной империи Цинь (221 - 207 до н.э.). Родился в знатной семье, родственной правящему дому царства Хань. Согласно "Ши цзи" (1 - 1 вв. до н.э.), в молодости интересовался идеями Шан Яна (4 в. до н.э.) и Шэнь Бухая, учениями "о контроле над чиновниками", о законе и искусстве управления, произведениями мыслителей школы даодэ цзя (см. Даосизм). Учился у Сюнь-цзы, выделяясь среди соучеников своими способностями, но, будучи заикой, не мог рассчитывать на успех в устных дискуссиях и посвятил себя созданию соч. об искусстве управления. Трактат Х.Ф. был с восторгом встречен Ин Чжэном, правителем царства Цинь (будущим императором Цинь Шихуаном). Х.Ф. был приглашен в Цинь, но вскоре оклеветан бывшим соучеником, сановником Ли Сы, и принужден в тюрьме принять яд.Х.Ф. соединил и развил предшествовавшие доктрины легистов, завершив детальную разработку целостной легистской доктрины. Многие его рекомендации нашли применение в политич. практике империи Цинь и, в той или иной степени, последующих имп. династий. См. лит-ру к ст. "Хань Фэй-цзы", Легизм.статья сайта "Древний Мир"Теоретику легизма Хань Фэйцзы (288-233) принадлежит оригинальная теория социально-культурного развития. Исходя из объективных условий материальной жизни людей, Хань Фэйцзы постулировал неизбежность возникновения государства и права, равно как и необходимость изменения форм и методов правления в ходе человеческой истории. По его описанию, в глубокой древности люди вели стадную жизнь, не имели жилищ, не знали огня, гибли от наводнений. Земли было много, людей мало. Потом люди стали строить жилища на деревьях, добывать огонь трением, одеваться в шкуры зверей. Затем провели каналы, научились строить дома из бревен. Мужчины освоили обработку полей, женщины - ткачество. Народонаселение увеличилось, люди стали жить семьями, "управлялись сами собой". Жизнь людей была столь тяжка, что "ныне даже труд раба не такой горестный". Со временем установилось наследование власти, появились богатство и бедность, люди стали "отчаянно бороться за каждый клочок земли". В таком обществе оказались необходимы законы и наказания. "То, что было приемлемо в древности, теперь стало неприменимым", так как изменились условия жизни, а с ними - и нравы людей. "Если великодушной и мягкой политикой управлять народом в напряженную эпоху, то это все равно что без узды и плети править норовистой лошадью". Свои постулаты Хань Фэйцзы сопровождал образными примерами и притчами, такими, как, например, притча о глупом сунце: "В Сун жил земледелец, на поле которого торчал пень. Бежал заяц, наткнулся на пень, сломал себе шею и околел. Тогда земледелец забросил свою соху и стал ждать у пня, надеясь снова заполучить зайца. Но снова заполучить зайца оказалось невозможно, и сам он стал посмешищем. Те, кто ныне хочет методами древних правителей управлять современным народом, занимаются таким же "ожиданием у пня"". Судя по Хань Фэйцзы, легистам было свойственно понимание истории как поступательного, но замкнутого процесса, завершающим этапом которого являлось создание централизованной бюрократической монархии в масштабах всей Поднебесной. Идеал политического строя легистов предвосхитил идею будущей имперской государственности. Будучи и теоретиками и практиками, легисты видели свою цель в осуществлении этого идеала. Они отрицали абсолютное значение и ценность древней традиции, отвергали и конфуцианское и моистское этико-политические учения, как взаимоисключающие и ложные, тянущие общество назад, в отжившее свой век прошлое. "Тот, кто опирается на прежних правителей и упорно следует Яо и Шуню, - тот если не глупец, так обманщик", - писал Хань фэйцзы. В своей философской концепции легисты толковали дао как естественный путь природного развития, считали реальную действительность единственным достоверным критерием истины, выступали против поклонения богам и духам, для подтверждения существования которых у людей нет никаких доказательств. Хань Фэйцзы считал, что вера в духов несовместима с соблюдением законов и наносит ущерб государству. "Государство приходит в упадок, - писал он, - когда люди служат богам и демонам, верят предсказателям, гадателям и магам, изощряются в жертвоприношениях". Хань Фэйцзы разоблачал бессмысленность культа предков и его вред для жизни людей. Он писал: "Моисты зимой одевают покойника в зимнее платье, летом - в летнее... Конфуцианцы разоряют семью, закладывают сыновей, чтобы возместить расходы на погребение, траурное платье носят три года, наносят великий вред здоровью. Если одобрить умеренность Мо Ди, то следует отвергнуть расточительность Конфуция. Если одобрить сыновнюю почтительность Конфуция, то нужно отвергнуть жестокость Мо Ди. Ныне же правители считают, что и то и другое соответствует ритуалу... Такие правители не годятся даже для решения дел, ясных и понятных простым бабам и мужикам". С особой непримиримостью Хань Фэйцзы обрушивался на конфуцианцев, развенчивал их идеал "гуманного правления", наделял их самыми уничижительными эпитетами, называя "чучелами", "землей, которая ничего не родит", "ни на что не годным людом". Он заявлял: "Их речи - те же предсказания, здравомыслящий правитель не воспринимает их". Философ активно участвовал в идейно-политической борьбе при дворе циньского правителя Ин Чжэна - будущего императора Цинь Шихуанди - и поплатился жизнью за свои беспощадные филиппики против конфуцианских советников и придворной знати. Этот трагический исход он предрекал себе, написав пророческие строки: "Человек, в совершенстве постигший законы и искусство управления, но возражающий государю, если даже избежит казни, непременно погибнет от тайного удара".
Китайская философия. Энциклопедический словарь. 2009.