ХАНЬ ФЭЙ

ХАНЬ ФЭЙ
ХАНЬ ФЭЙ
        Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), др.-кит. мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (зап. часть совр. провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—315 дон. э.; некоторые авторы причисляют его к даоским мыслителям) и принцип метода, искусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 дон. э.). Эти принципы X. Ф. соединил в теорию деспотич., власти с принципом фа в качестве центрального. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «выпрямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация «недеяния» идр.), X. Ф. создал своеобразную философию права. Провозглашал непрестанную изменчивость всех вещей (включая дао и ли-принцип), отрицал существование духов. В философии истории развивал мысль о решающем характере воздействия народонаселения и имущественного неравенства на историч. процесс.
        Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Ян Юн - го, История др.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 224—83; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; Forke A.. Geschichte der alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S. 461—82.
        С. Кучера, Л. С. Переломов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. . 1983.

ХАНЬ ФЭЙ
(ок. 280–233 до н.э.) – др.-кит. мыслитель, автор трактата "Хань Фэй-цзы", завершившего развитие школы фацзя. Принадлежал к аристократич. роду, кончил жизнь самоубийством в тюрьме.
Вклад X. Ф. в теорию фацзя состоит в том, что он дополнил выдвинутые в "Шан-цзюнь шу" общие тоталитарные принципы подхода к политике (основанные на полном ее отрыве от этики) методами контроля над бюрократией, к-рые были разработаны политич. деятелем 4 в. до н.э. Шэнь Бу-хаем, и использовал даосизм (в особенности содержащуюся в трактате "Лао-цзы" критику понятий конфуцианской морали) для подведения филос. основы под политич. теорию фацзя. В частности, для обоснования политики оболванивания народа (юйминь) он воспользовался имеющейся в "Лао-цзы" мыслью о том, что невежество народа предпочтительнее образования. Введение даосских понятий в систему фацзя придало теории X. Ф. крайне противоречивый характер. С одной стороны, он взял из "шан-цзюнь шу" мысль о том, что человек по природе зол и эгоистичен и поэтому политич. деятель не должен заботиться о народе, а ради достижения единоличной власти должен обращаться с ним, как с материалом, из к-рого он создает то, что ему нужно. С др. стороны, X. Ф. заимствовал у даосов превознесение недеяния и настаивал на том, что правитель, лично не участвуя в управлении, должен лишь наблюдать за действием регулируемой тщательно разработанными законами гос. машины. Несмотря на то, что теория X. Ф., идеологически обосновывающая деспотизм, по существу чужда даосизму, призывавшему к тому, чтобы слиться с природой, сбросив оковы гос. регулирования и обществ. условностей, созданная X. Ф. амальгама фацзя с даосизмом привела к тому, что ряд положений теории фацзя вошел в позднейший даосский религ. канон. X. Ф. известен своей антирелигиозностью; он отвергал веру в духов, заявляя, что ее нельзя совместить с законом.
Соч.: Хань Фэй цзи цзе ("Хань Фэй-цзы" со сводом комментариев Ван сянь-шэня), в кн.: Чжу цзы цзичэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 5, Пекин, 1957; The complete works of Han Fеitzu, transl, by W. K. Liao, v. 1–2, L., 1959.
Лит.: Ян Юн-го, История др.-кит. идеологии, пер. с кит., М., 1957, с. 400–19; Го Mо-жо, Философы др. Китая, пер. с кит., М., 1961, с. 497–564; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История кит. идеологий), т. 1, Пекин, 1957, с. 610–34.
В. Рубин. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. . 1960—1970.


.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ХАНЬ ФЭЙ" в других словарях:

  • Хань Фэй — (кит. трад. 韓非, упр. 韩非, пиньинь: Han Fei) (ум. 233 г. до н. э.) ведущий идеолог древнекитайских легистов, отстаивавший преимущества деспотической формы правления. Его высказывания нашли отражение в трактате «Хань Фэй цзы» и стали ядром… …   Википедия

  • Хань Фэй — (288 233 до н. э.), один из основоположников школы фацзя в Древнем Китае. Основной автор трактата «Хань Фэй цзы». * * * ХАНЬ ФЭЙ ХАНЬ ФЭЙ (288 233 до н. э.), один из основоположников школы фацзя в Др. Китае. Основной автор трактата «Хань Фэй цзы» …   Энциклопедический словарь

  • ХАНЬ ФЭЙ — (288 233 до н. э.) один из основоположников школы фацзя в Др. Китае. Основной автор трактата Хань Фэй цзы …   Большой Энциклопедический словарь

  • Хань Фэй —         Хань Фэй цзы (288 233 до н. э.), один из основоположников легистской школы (Фацзя) в Древнем Китае. Сановник в царстве Цинь. Автор большинства глав трактата «Хань Фэй цзы», в котором особое внимание уделялось проблемам управления… …   Большая советская энциклопедия

  • Хань Фэй — (288–233 до н.э.), один из основоположников школы фацзя ( школа законников – легистов) в Др. Китае. Осн. автор трактата Хань Фэй цзы …   Биографический словарь

  • ХАНЬ ФЭЙ — (288 233 до н. э.) один из основоположников легистской школы ( фацзя ) в Др. Китае. Им написано большинство из 55 глав трактата Хань Фэй цзы . Гл. 19, 25 27, 42, 51, 52, 54 были составлены последователями X. Ф. и содержат записи его высказываний …   Советская историческая энциклопедия

  • Хань Фэй —           (288 233 до н.э.) один из основоположников легистской школы («фацзя») в Др. Китае. Им написано большинство из 55 глав трактата «Хань Фэй цзы» …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • ХАНЬ ФЭЙ — (288–233 до н.э.), один из основоположников школы фацзя ( школа законников – легистов) в Др. Китае. Осн. автор трактата Хань Фэй цзы …   Биографический словарь

  • “ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ” —     “ХАНЬ ФЭЙ ЦЗЫ” памятник древнекитайской мысли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н. э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентичными.     В “Хань Фэй… …   Философская энциклопедия

  • «ХАНЬ ФЭЙ-ЦЗЫ» — – памятник древнекитайской мысли, трактат одного из крупнейших теоретиков легизма, Хань Фэя (3 в. до н.э.). Современный текст состоит из 55 няней (глав), не все из которых единогласно признаются аутентичными.     В «Хань Фэй цзы» соединены и… …   Философская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»