Седмипросфорие

Седмипросфорие
раскольники требуют, чтобы на проскомидии (см.) приносилось семь просфор, и придают этому требованию догматическое значение. На самом деле в вопросе о количестве просфор нет ничего догматического, ничего относящегося к самому таинству евхаристии. Для совершения таинства необходима собственно только одна просфора, ибо "вси от единого хлеба причащаемся" (1 Кор. X, 17); поэтому в случае нужды можно совершить литургию и на одной просфоре. Во многих древних рукописных славянских служебниках количество просфор точно не обозначается; в других, где есть точные указания, это количество неодинаково — от трех до восьми. В нескольких рукописных служебниках имеются прямые указания на пять просфор, как полагается в правосл. церкви. Безусловное С. в первый раз появилось в Номоканоне, напечатанном в 1639 г., при патр. Иоасафе, и помещенном при Потребниках иноческом и мирском; затем оно вошло, с некоторыми изменениями, и в издание Номоканона при патр. Иосифе, помещенное также в Потребнике (1652). В Москве Номоканон в первый раз был перепечатан с киевского издания 1624 г., или точнее, с переписанной с этого издания рукописи. В киевском издании о количестве просфор говорилось: "На святой проскомидии пять просфор да имаши". Московские справщики слово "пять" в рукописи зачеркнули и надписали "седмь просфор да имаши", далее они изменили и значение каждой просфоры, как требуют теперь старообрядцы. Ср. "Беседа к глаголемому старообрядцу о пятипросфории и С." ("Христ. Чтение", 1836, ч. IV); иером. Филарет, "Старопечатный Номоканон и его свидетельство о числе просфор на проскомидии" (М., 1876), его же, "Чин литургии св. Златоуста по изложению старопечатных, новоисправленного и древлеписьменных служебников" ("Братское Слово", 1876, кн. I и II); его же, "О просфорах на проскомидии. Свидетельство древлеписьменных и дпевлепечатных книг" (ib., 1875, кн. III); "О числе просфор на проскомидии по древнеписьменным соловецким служебникам" ("Правосл. Собеседник" 1856 т. II); "Свидетельство Афонской горы против русского раскола" (ib., 1860, т. II); свящ. К. Остроумов, "О числе просфор на проскомидии для совершения литурпи" ("Моск. Церк. Ведом.", 1887, № 50); Н. Ивановский, "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола" (изд. 5, Казань, 1899

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Седмипросфорие" в других словарях:

  • Седмипросфорие — – вопрос о числе просфор при совершении проскомидии не имеет отношения к таинству евхаристии и не заключает в себе ничего догматического. Для совершения таинства евхаристии необходима собственно только одна просфора, ибо вси от единого хлеба …   Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • Поповщина — родовое понятие для обозначения группы старообрядческих толков, удержавших учение об иерархии и семи церковных таинствах. Образование П. относится к тому времени, когда в старообрядческих общинах стали редеть ряды иереев старорукоположенцев (т. е …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Посолонь — (по Солнцу), посолонное хождение первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV стол. В 1478 г., при освящении Моск. Успенского собора, митрополит Геронтий ходил с крестами вокруг церкви не по солнечному всходу .… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Старообрядство — С. есть следование церковной старине в той области, которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е. всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Сугубая аллилуия — Спор о том, как петь аллилуия, по дважды или по трижды, возник в первой четверти XV века, в Псковской области. Отвечая псковскому духовенству, митр. Фотий в 1419 г. высказался за трегубую аллилуйю. Лет тридцать спустя тот же вопрос был возбужден… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Старообрядство — есть последование церковной старине в той области,которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е.всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно идо церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Посолонь — (или посолонное хождение) – первое упоминание о П., как церковном обряде, относится к последней четверти XV века. В 1478 г. при освящении моск. Успенского собора, митропол. Геронтий ходил с крестами вокруг церкви не по солнечному восходу .… …   Полный православный богословский энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»