Сугубая аллилуия

Сугубая аллилуия
Спор о том, как петь аллилуия, по-дважды или по-трижды, возник в первой четверти XV века, в Псковской области. Отвечая псковскому духовенству, митр. Фотий в 1419 г. высказался за трегубую аллилуйю. Лет тридцать спустя тот же вопрос был возбужден преп. Евфросином, иноком псковского Елеазарова мон-ря. [По мнению Е. Голубинского, вопрос о С. аллилуие возбудил не Евфросин, а некий монах Афанасий]. В Константинополе Евфросин слышал С. аллилуию, от патр. Иосифа также получил наставление сугубить и по возвращении в свой монастырь стал петь аллилуия по-дважды. Против него восстал некий распоп Иов, живший в Пскове, и написал обличительную на Евфросина "епистолию". Евфросина стали называть еретиком; псковичи написали указ, чтобы троить аллилуйю, ибо кто двоит ее, тот разлучает Св. Духа от Отца и Сына. В конце XV века новгородский архиеп. Геннадий писал об аллилуие Дмитрию Толмачу. Последний ответил, что можно аллилуию и сугубить, и трегубить, лишь бы мысль была православная. Этот ответ не успокоил умы: споры продолжались. В житие Евфросина были внесены разные вымыслы, имевшие целью подтвердить двоение аллилуии. Определением Стоглавого собора постановлено было сугубить аллилуию, а трегубая аллилуия признана латинскою ересью, четверением Св. Троицы. Московский собор 1667 г. признал определение Стоглавого собора о С. аллилуие написанным "нерассудно простотою и невежеством", а относительно жития Евфросина сказал: "да никтоже тому житию верует, зане тое писание лживо есть". В греческой церкви сначала существовало троение аллилуии; затем, начиная с XI века, вместе с троением имело место и двоение; наконец, вероятно уже в первую половину XVII века, троение стало господствующим. В русской церкви также не было единообразия по этому предмету. Устав 1610 г. — первая московской печати книга, в которой встречается С. аллилуия. Внесенная в богослужебные книги, С. аллилуия получила для многих характер догматической неприкосновенности. Со времен патриарха Никона С. аллилуия, равно как и другие отмененные при патриархе Никоне обряды (двуперстие, седмипросфорие, посолоние и др.), становится принадлежностью раскола старообрядства и одним из основных пунктов его учения. Ср. В. О. Ключевский, "Псковские споры" ("Правосл. обозрение", 1872, № 12); И. H., "К истории споров об аллилуии" ("Христианское чтение", 1884, т. I); прот. Е. Малов, "Об аллилуия" ("Православный собеседник", 1891, ноябрь и декабрь); Е. Голубинский, "К нашей полемике с старообрядцами. Частные вопросы. О песни аллилуия" ("Богословский вестник", 1892, май); "О песни аллилуия" ("Миссионерский сборник", 1892, № 7—8).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Сугубая аллилуия" в других словарях:

  • АЛЛИЛУИЯ — [евр. < hy + , восхваляйте Господа], торжественная литургическая аккламация, содержащая две первых буквы ( ) Имени Божия. Авторы 1 Пар возводят возникновение богослужебного употребления А. ко времени царя Давида (1 Пар 16. 36), когда А. (вместе с …   Православная энциклопедия

  • Аллилуия — ( хвалите Яхве , хвалите Господа ) библ. молитв. возглашение. В ветхозаветном богослужении припев к псалмам и гимнам; возможно, первоначально обращение чтеца к народу с приглашением восхвалить Господа. Как славословие Бога А. широко употребляется …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Старообрядчество — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет …   Википедия

  • Двоедане — Христианство Портал:Христианство · ‎ Библия Ветхий Завет · Новый Завет Апокрифы Евангелие Десять заповедей Нагорная проповедь Троица Бог Отец …   Википедия

  • ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… …   Православная энциклопедия

  • ВЕЧЕРНЯ — Вечéрня [греч. σπερινός, также λυχνικά или λυχνικόν (светильники); лат. vesperae], одна из главных служб суточного круга в христ. Церкви. Обычное время ее совершения ок. 9 го часа дня, считая от восхода солнца, т. е. примерно время заката.… …   Православная энциклопедия

  • БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — [греч. Εὐαγγελισμός; лат. Annuntiatio], один из главных христ. праздников, посвященный воспоминанию благовестия арх. Гавриила Пресв. Деве Марии и Боговоплощения. Событие Благовещения Согласно Евангелию (Лк 1. 26 38), в 6 й месяц после зачатия… …   Православная энциклопедия

  • БУДНИЧНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ — ежедневное богослужение седмичных дней (с понедельника по пятницу) вне Великого поста, без входа на вечерне и Великого славословия на утрене. История возникновения и развития христ. Б. б. тесно связана с традицией молиться определенным образом… …   Православная энциклопедия

  • ЕКТЕНИЯ — один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение; наиболее часто… …   Православная энциклопедия

  • ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ — [греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста; лат. Exaltatio S. Crucis Воздвижение св. Креста], один из главных христ. праздников в правосл. Церкви, входящий в число… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»