Поповщина

Поповщина
родовое понятие для обозначения группы старообрядческих толков, удержавших учение об иерархии и семи церковных таинствах. Образование П. относится к тому времени, когда в старообрядческих общинах стали редеть ряды иереев-"старорукоположенцев" (т. е. дониконовского поставления) и таким образом самой жизнью выдвинут был вопрос о том, каким образом восполнять оскудевающую иерархию. Вопрос этот в писаниях первых расколоучителей не только не был решен, но не был даже принциниально поставлен. Аввакум, напр., столь резко проводивший принцип полного отчуждения от никониан, в то же время довольно снисходительно отзывался о действительности таинств, совершенных попом-никонианином, лишь бы последний отличался приверженностью к старому обряду. Неодинаковое решение вопроса о иерархии разделило старообрядческий мир на две громадные половины: беспоповщину (см.) и П. Жители севера ограничили число церковных таинств и допустили к участию в совершении их простых мирян: образовалась беспоповщина. С таким решением не могли помириться жители центральной полосы, издавна привыкшие к церковному благолепию. Старообрядцы нижегородские (керженские), ветковские и стародубские стали по необходимости принимать беглых священников. Первый пример практического разрешения вопроса в этом именно направлении дали старообрядцы ветковские (см. Ветка и Ветковское согласие): пребывавший здесь иеромонах Феодосий вызвал в помощь себе иереев нового рукоположения, Александра и Григория, расширил устроенную его предшественником Иоасафом церковь и освятил ее (ок. 1695 г.). Внутреннее единство в П. сохранялось, однако, недолго. Поводом к раздорам и разделению послужили споры о чиноприеме беглых попов, поведшие к образованию перемазовщины (см.). Несколько ранее породил большие споры в недрах П. вопрос о письмах Аввакума, причем выделился небольшой толк (впоследствии снова слившийся с П.) — онуфриевщина (см.). В двадцатых гг. XIX в. образовалось согласие лужковское (см.). Организация белокриницкой иерархии (см.) положило начало существованию самой многочисленной отрасли П. — приемлющих австрийское священство; в отличие он них "окормляющиеся бегствующим священством" обыкновенно называются беглопоповцами (см.). В царствование императрицы Екатерины II и императора Александра III была поставлена в довольно благоприятное положение: в Москве образовался духовный центр толка — так назыв. Рогожское кладбище, достигшее высокого процветания. При императоре Николае I последовал в 1832 г. запретительный указ о беглых попах, действием которого П. приведена была в очень плачевное положение: таинства совершались наскоро, обедню служили по ночам, допуская лишь вполне доверенных лиц, в иереях ощущался крайний недостаток, так что некоторые требоисправления совершались заочно. Под влиянием этих стеснений стал развиваться обычай заменять иереев уставщиками, которые совершали молитвословия и менее важные требы. Обычай этот с течением времени окреп, и теперь сушествует немало общин, управляемых уставщиками. С образованием белокриницкой иерархии и единоверия П. значительно ослабела; в настоящее время она наиболее крепко держится д некоторых местностях Нижегородской губ. (центр — с. Городец). В эпоху процветания П. виднейшими центрами ее, кроме Рогожского кладбища, были: Иргиз (см. Иргизские единоверческие монастыри), Ветка, Стародубье, Керженские скиты (см.). В общую систему старообрядческого учения П. не внесла каких-либо характерных дополнений. В то время как беспоповцы расширили свою доктрину учением о наступлении царства антихриста, поповны ограничились удержанием общих основ старообрядства (двуперстие, седмипросфорие, хождение посолонь и т. д ). Даже обоснование главнейшей особенности учения — о возможности существования церкви без епископов и о действенности благодати в таинствах, совершаемых бегствующими иереями — лишено оригинальности и устойчивости: делается ссылка на случаи, когда поместные церкви (карфагенская, иппонийская) долго не имели епископов; приводится также соображение, что П. — не "безглавая" церковь, так как она "по производству иереев" имеет главу в лице епископа великороссийской церкви.
Литература. Мельников, "Исторические очерки поповщины" (ч. I., М. 1864; ч. II, "Русский Вестник", 1866—1867); Марков, "Образование поповщинского согласия в старообрядстве" ("Православное Обозрение", 1884 и отд.); "История о бегствующем священстве, соч. Ив. Алексева" ("Летоп. Русск. Литер. и Древностей", 1862); Николаев, "Очерки истории П. с 1846 г." ("Чтения Общ. Ист. Древностей" 1865); "Историч. очерк состояния раскола П. в пол. XVIII ст." ("Нижегор. Епарх. Ведом."); "Общие основания учения П. секты русск. раскола" ("Вятск. Епарх. Ведом.", 1875 и 1876): Дружинин, "Раскол на Дону в конце XVII в." (СПб., 1889); Соколов, "Раскол в Саратовском крае"; Лилеев, "К истории раскола на Ветке и в Стародубье в XVII — XVIII вв." (Киев, 1895). Художественное воспроизведение организации и внутреннего быта поповщинских скитов дано в сочинениях Мельникова (Печерского): "В Лесах" и "На Горах".
К. X.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Поповщина" в других словарях:

  • Поповщина — топоним Украина Поповщина село, Глуховский район, Сумская область. Поповщина село, Роменский район, Сумская область …   Википедия

  • ПОПОВЩИНА — ПОПОВЩИНА, поповщины, мн. нет, жен. 1. Религиозные верования и предрассудки, поддерживаемые влиянием церкви (пренебр.). «Философия, которая учит, что сама физическая природа есть производное, есть чистейшая философия поповщины.» Ленин. 2. Одно из …   Толковый словарь Ушакова

  • поповщина — сущ., кол во синонимов: 1 • старообрядчество (10) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Поповщина (Глуховский район) — Село Поповщина укр. Попівщина Страна УкраинаУкраина …   Википедия

  • Поповщина (Роменский район) — Село Поповщина укр. Попівщина Страна УкраинаУкраина …   Википедия

  • Поповщина —         поповцы, одна из двух основных разновидностей (наряду с беспоповщиной (См. Беспоповщина)) старообрядчества (См. Старообрядчество). Оформилась в концу 17 в. В отличие от беспоповщины, признавала священство и создала собственную церковную… …   Большая советская энциклопедия

  • ПОПОВЩИНА — поповцы, одна из двух осн. разновидностей (наряду с беспоповщиной) старообрядчества. Оформилась в кон. 17 в. В отличие от беспоповщины, признавала священство и создала собств. церк. орг цию, к рая распалась позднее на ряд толков, или согласий… …   Советская историческая энциклопедия

  • Поповщина — ж. 1. Одно из направлений в старообрядчестве, признающее священников и церковные обряды. Ant: беспоповщина 2. разг. Религиозные предрассудки (обычно с оттенком пренебрежительности). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • поповщина — поповщина, поповщины, поповщины, поповщин, поповщине, поповщинам, поповщину, поповщины, поповщиной, поповщиною, поповщинами, поповщине, поповщинах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • поповщина — поп овщина, ы …   Русский орфографический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»