Зрелища

Зрелища
в глубокой древности находились в тесной связи с богослужением, которое было обыкновенно драматическим выражением религиозного чувства; в древн. Греции и Риме они играли видную роль в общественной жизни (см. Игры). Связь З. с религией сохранилась и в христианскую эпоху (Ср. Действо): и в Зап. Европе, и в России мистерия (см.) явилась зачаточной формой новейшей драмы (см. Драма и Театр). В Пруссии общины могут, с утверждения местной администрации, взимать со З. сбор на бедных. В России сбор с публичных З. и увеселений установлен был в пользу Императорских воспитательных домов, при самом их учреждении. В Высочайше утвержденном 1 сент. 1763 г. генеральном плане воспитательн. дома постановлено: "от публичных позорищ, т. е. комедий, опер, балов и всяких игралищ за деньги, брать 1/4 часть дохода в воспитательный дом". Указом 12 июля 1783 г. разъяснено, что эту 1/4 часть следует взимать с чистого дохода. Сбору этому подлежали и те увеселения, которые устраивались "комитетом, управлявшим З. и музыкой" (впоследствии дирекция Имп. театров), но так как с 1783 по 1797 г. комитет этот, не имея чистого дохода, не доставлял воспитательному дому никаких сумм, то 22 февр. 1798 г. состоялось Высочайшее повеление о том, чтобы он вносил 1/10 часть валового дохода; впоследствии от СПб. театральной дирекции получалось до 50000 р. в год. Уже в конце прошлого столетия опекунский совет входил с частными антрепренерами, а также с клубами, собраниями и обществами в соглашения, по которым процентный сбор заменялся взносом определенной суммы; так англ. собрание платило в конце прошлого столетия 500 р. в год, мещанское общество 300 р. и т. д. Сбор производился со всех увеселений, даже с таких, которые давались без платы за вход, а до 1799 г. — и с кофейных домов. После кончины имп. Марии Феодоровны (1828), которая лично следила за правильным поступлением сбора с увеселений, размеры его начинают сильно уменьшаться, особенно с 1854 г., когда дирекция Имп. театров, в свою очередь, получила право (отмененное в 1882 г.) на часть сбора со столичных увеселений. Уменьшение замечалось не только в сборе с увеселений, даваемых частными лицами, но и в сборе с Имп. театров, вследствие чего 6 окт. 1851 г. испрошено было Высочайшее соизволение на то, чтобы Имп. театры вносили ежегодно в опекунские советы 7000 р. за СПб. театры и 5000 руб. за московские. С передачей сохранных и ссудных казен в ведение министерства финансов средства опекунских советов значительно сократились, вследствие чего обращено было особое внимание на сбор со З.: с 1868 г. принимаются меры к более правильному наблюдению за поступлением этого сбора, но до последнего времени взимание его производилось по соглашению с предпринимателями увеселений. Прочная организация дана этому сбору законом 5 мая 1892 г., согласно которому с билетов для входа на всякого рода публичные З. и увеселения, устраиваемые за плату с посетителей, взимается в исключительный доход ведомства учреждений имп. Марии особый сбор, который уплачивается посетителями в дополнение к цене билетов. Впрочем, главному управлению ведомством имп. Марии предоставлено, взамен сбора с билетов, входить в соглашение с предпринимателями увеселений об уплате ими определенной суммы в год или посезонно. Сбор этот взимается повсеместно, за исключением губерний Царства Польского и Великого Княжества Финляндского. Высший размер сбора с билета каждого посетителя на каждое представление определен законом: для билетов ценой менее 50 коп. — в 2 коп., для билетов от 50 к. до 1 руб. — в 5 коп. и для билетов в 1 р. и более — в 10 коп. Наблюдение за правильным поступлением сбора и привлечение к ответственности виновных в нарушении установленных о нем 20 авг. 1892 г. правил возложено на чинов полиции. К публичным З. и увеселениям относятся: представления, концерты, балы и маскарады во всех театрах, как Имп., так и частных, в цирках, клубах, садах и вообще во всякого рода общественных местах, выставки (за исключением сельскохозяйственных и устраиваемых с научными целями) и базары с музыкой, частные музеи, литературные и музыкальные утра и вечера, живые картины, скачки, бега, гонки, зверинцы, стрельбища, карусели, качели и т. п. От сбора освобождаются билеты лиц, посещающих З. и увеселения по обязанностям службы и так назыв. сезонные билеты на минеральных водах, морских купаньях и др. курортах. Уплачивается сбор посредством наклейки на входных билетах особых марок в 2, 5, 10, 25 и 50 коп.
Об истории сбора со З. и увеселений см. заметку Э. А. Жуковского в "Русской Старине" (1893 г. № 2).
А. Я.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужен реферат?

Полезное


Смотреть что такое "Зрелища" в других словарях:

  • ЗРЕЛИЩА — ЗРЕЛИЩА, представляют особый вид восприятий, специально рассчитанный на вызывание соответствующих эмоциональных переживаний. 3. известны человечеству с самых ранних периодов его исторического развития, являясь по существу сначала результатом ряда …   Большая медицинская энциклопедия

  • зрелища — ▲ зрительная картина ↑ вызывающий (что), интересоваться зрелище зрительная картина, вызывающая интерес (спортивное #). зрелищный. зрелищность. |зритель. зевака. ротозей. бьеннале. ↓ фейерверк. бенгальские огни. культурное учреждение …   Идеографический словарь русского языка

  • Игры римские —    зрелища, к рые приурочивались в Др. Риме к гор. праздникам. И. р. делились на регулярные и устраиваемые по случаю. Среди регулярных И. самыми древ, были, по вид., Римские (Великие), к рые из дававшихся по обету становятся регулярными не… …   Античный мир. Словарь-справочник.

  • Режиссура — в кино, область профессиональной и творческой деятельности, направленной на эстетическую и смысловую организацию фильма как образного целого. Последовательно воплощая идейно художественный замысел этого целого, режиссура в кино осуществляется как …   Кино: Энциклопедический словарь

  • Балет —         (франц. ballet, от итал. balletto, от позднелат. ballo танцую) вид сценич. иск ва; спектакль, содержание к рого воплощается в муз. хореографич. образах. На основе общего драматургич. плана (сценария) Б. соединяет музыку, хореографию… …   Музыкальная энциклопедия

  • драма городская религиозная —         Драма на народном языке, явившаяся продуктом развития драмы литургической и сложившаяся в три крупные жанровые разновидности.         Миракль (фр. miracle, от лат. miraculum чудо) «ученый» жанр средневековой религиозной драмы. В миракле… …   Словарь средневековой культуры

  • Тропические леса и их Фауна —         Блистает лес красой богатой. Как некий новый, дивный мир.         До сих пор мы бродили по пустыне и ознакомились со степью; бросим теперь взгляд на леса внутренней Африки, которые можно назвать девственными лесами. Многие из них не… …   Жизнь животных

  • ЦЕЗАРЬ, Гай Юлий — Римский император в 49 44 гг. до Р.Х. Родоначальник ЮлиевКлавдиев. Род. ок. 100 г. до Р.Х., ум. 15 марта 44 г. до Р.Х. Цезарь родился в 100 г. до Р.Х. (или, по другим подсчетам, в 102 101 гг. до Р.Х.). Раннему началу его политической карьеры… …   Все монархи мира

  • Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро …   Литературная энциклопедия

  • Пресса кинематографическая — (дореволюционная русская, советская). Русская пресса — появление русских периодических изданий по вопросам кино связано с возникновением и развитием отечественного кинопроизводства. Первый специализированный русский журнал «Сине Фоно» начал… …   Кино: Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»