- Каббала
- Каббала (Qabbalah) - мистическое учение и мистическая практика веврействе, сохранявшаяся первоначально устным преданием, чтообозначается и самым евр. словом (принятие, в объективном смысле -предание). Мнения о древности К. расходятся более чем на 3000 лет - отэпохи Авраама и до XIII в. по Р. Хр. Признание за К. добиблейскойдревности не имеет исторического характера, другое же крайнее мнение (опозднем средневековом происхождении К.) основано на недоразумении:главные памятники каббалистической письменности в их настоящем видедействительно явились в средние века, но нельзя отожествлять их с самымсодержанием К., т.е. с тем кругом мистических традиционных идей, которыесохранялись втайне от непосвященных, частью в устном предании учителей,частью в отрывочных, недошедших до нас записях. Ясные следыкаббалистических понятий и терминов в Новом Завете, а еще более прямыеуказания на К. в древнейших частях Талмуда, относящихся к первым векамнашей эры, свидетельствуют о существовании еврейской теософии по крайнеймере около Р. Хр. В Мишне читается такое изречение: "не излагают дела оначалах (мира) в присутствии двух, а дела колесницы (Божией) - вприсутствии одного, разве только у него свой ум для этого", Здесь вподчеркнутых словах указываются два подразделения умозрительной К. Сэтим изречением уже в Иерусалимской (более древней) Гемаре связандлинный диалогический рассказ, трактующий о том, как опасно неосторожноеотношение к тайному теософическому учению, которое таким образомпредполагается здесь как нечто уже установившееся. С достаточноюуверенностью можно утверждать, что К. возникла не ранее вавилонскогопленения и не позже последних Асмонеев. Как из столкновения еврейскойрелигиозной мысли с греческою философией возникли оригинальные умозренияФилона, так более раннее взаимодействие той же мысли свавилоно-персидской магией и теософией породило К. Дальнейшие греческие,грекоиудейские, греко-египетские и христианские влияния на развитие К.этим не исключаются,. но они остались второстепенными; основа былапрочно заложена в Вавилоне и в Персии. К. разделяется вообще на умозрительную (К. июнит) и прикладную (К.маасит). Умозрительная К. состоит опять из двух главных частей или"дел": космогонии - маасэ берешит, букв. дело (о том, что) в начале, итеософии - маасэ меркаба, букв. дело колесницы или выезда Божия.Впрочем, космогонические и теософические умозрения К. переходят одно вдругое и не поддаются отдельному изложению. Главные письменные памятникиумозрительной К. суть Сефер Иецира (Книга создания) и Зогар (Блеск).Первая приписывается праотцу Аврааму, но в действительности относится кначалу средних веков; в IX в. на нее уже писались комментарии как настаринный авторитет, вероятно она составлена в VI или VII в. Зогарприписывается каббалистами ученику знаменитого р. Акибы, р. Симонубен-Йохаю (П в.), но так как в этом темном писании находятся ясныеуказания на мусульман и даже намек на смерть папы Николая III (1280), тоего с полною вероятностью относят ко времени около 1300 г. и автором егопризнают испанского раввина Моисея да-Леона. Обе книги напечатаны впервый раз в Мантуе, в 1558 - 62 гг. Кроме этих основных текстов, вобразовании умозрительной системы К. имели особенное значениеСеферга-Бахир, сочинение р. Исаака слепого (XIII в.), затемПардес-Римоним - р. Моисея Кордуанского, и наконец писания р. ИсаакаЛурия, по прозванию Льва (ари). Оба последние жили в XVI в. и имизавершается внутреннее развитие еврейского каббализма. С XV в. являютсякаббалисты и между христианскими писателями: в Италии -Пико-де-Мирандола; в Германии - Рейхлин ("De arte cabbalistica" и "DeVerbo mirifico"), Корнелий Агриппа ф.-Неттесгейм ("De occultaphilosophia") и Парацельс; во Франции - Вильгельм Постель (XVI в.); вАнглии - Роберт Флудд или de Fluctibus и Генрих Мор (XVI - XVII вв.). Сдругой стороны, взаимодействие между христианством и еврейством на почвеК. породило мессианское движение Саббатая Цеви (XVII в.), Франка ифранкистов (XVIII в.) и наконец, хасидизм, с его цадиками, донынепроцветающий в юго-зап. России и Галиции. Умозрительное учение К. исходит из идеи сокровенного, неизреченногоБожества, которое, будучи выше всякого определения как ограничения,может быть названо только эн-соф, т.е. ничто или Бесконечное. Чтобы датьв себе место конечному существованию, энсоф должен сам себя ограничить.Отсюда "тайна стягиваний" (сод цимцум) - так называются в К. этисамоограничения или самоопределения абсолютного, дающие в нем местомирам. Эти самоограничения не изменяют неизреченного в нем самом, нодают ему возможность проявляться, т.е. быть и для другого.Первоначальное Основание или условие этого "другого", по образномупредставлению каббалистов, есть то пустое место (в первый момент -только точка), которое образуется внутри абсолютного от егосамоограничения или "стягивания". Благодаря этой пустоте, бесконечныйсвет энсофа получает возможность "лучеиспускания" или эманации (так какесть куда эманировать). Свет этот не есть чувственный, а умопостигаемый,и его первоначальные лучи суть основные формы или категории бытия - это32 "пути премудрости", именно 10 цифр или сфер (сефирот) и 22 буквыеврейского алфавита (3 основных, 7 двойных, 12 простых), из которыхкаждой соответствует особое имя Божие. Как посредством 10 цифр можноисчислить все, что угодно, и 22 букв достаточно, чтобы написатьвсевозможные книги, так неизреченное Божество посредством 32 путейоткрывает всю свою бесконечность. Насколько можно понять, различие междусефиротами и буквами имен Божиих в этом откровении состоит в том, чтопервые выражают сущность Божества в "другом" или объективную эманацию(прямые лучи божественного света), тогда как буквенные имена сутьобусловленные этою эманацией субъективные самоопределения Божества (лучиотраженные). Вот названия 10 сефирот: 1) Венец (кетэр), 2) Мудрость (Хокма), 3) Ум(Бина), 4) Милость или Великодушие (Хесед или Гедула); 5) Крепость илиСуд (Гебура или Дин, также Пахад); 6) Красота или Великолепие (Тифэрет);7) Торжество (Нэцах); 8) Слава или Величие (Ход); 9) Основание (Иесод) и10) Царство (Малхут). Мыслимые как члены одного целого, сефиротыобразуют форму совершенного существа - первоначального человека (Адам-Кадмон). Для большей наглядностикаббалисты указывают соответствие отдельных сефирот с наружными частямичеловеческого тела: Кетэр - это чело, Хокма и Бина - два глаза, Хэсед иДин - две руки, Тифэрет - грудь, Нэцах и Ход - бедра, Иесод и Малхут -две ноги. - Такое представление осложняется внесением половых отношенийв "дерево сефирот". Вообще каббалисты в области божественных эманацийразличали само Божество, как проявляющееся, от его проявления или"обитания" в другом, которое они называли Шекина (скиния) и представляликак женскую сторону Божества. Шекина иногда отожествляется с последнеюсефирой - малхут, которой, как женскому началу, противополагаются всепрочие, как мужское, причем уже теряется аналогия с человеческим телом.Еще сложнее представляется это отношение в книге Зогар. Здесь образуемыйсефиротами Адам-Кадмон совмещает в себе три или даже четыре лица. Сефира- Милость или Великодушие, с тремя правыми или мужескими сефиротами,образует Длинное Лице (Арик-Анпин), или Отца (Аба); противоположная емусефира Крепость или Суд, с тремя левыми или женскими сефиротами,образует Короткое Лице (Зеир-Анпин) или Мать (Ума); происходящая из ихсоединения сефира Красота или Великолепие называется "Столп Середины"(Амуда Деэмцоита) и представляется иногда как новое лице или сын;остающаяся затем первая высшая сефира Венец иногда относится к Отцу,иногда же принимается за особое лице - Вечный. рог как такой или "Ветхийденьми" (Атик-Йомин). Сефироты суть общие основные формы всякого бытия. Обусловленная этимиформами конкретная вселенная представляет различные степени удалениябожественного света от его первоисточника. В непосредственной близости исовершенном единстве с Божеством находится Мир Сияний (Ацилут). Большееили меньшее различение от Божества представляют дальнейшие три мира,которые, по своеобразной методе каббалистов, выводятся следующимобразом: в начале книги Бытия (I и II гл.) отношение Божества к мирувыражено тремя глаголами - творить (бара), создавать (иецэр) и делать(аса); отсюда три различных мира: мир "творения" (бриа), т.е. областьтворческих идей и живущих ими чистых духов, затем мир "создания"(иецира) - область душ или живых существ, и наконец мир "делания" (асиа)- сфера материальных явлений, наш видимый физический мир. Эти миры неразделены между собою внешним образом, а как бы включены друг в друга,подобно концентрическим кругам. Низшие миры реализуют то, что болееидеально содержится в высших, а существа и предметы высших миров,воспринимая из первого источника божественные влияния, передают ихнизшим, служа таким образом каналами или "сосудами" (келим) благодати.Человек принадлежит зараз ко всем мирам: по телу и чувственной,страдательной душе (нэфеш) он относится к низшему миру явлений, поволящему и деятельному началу своей души (руах) он сроден мирузиждительных сил, высшим идеальным своим духом (нешама) он обитает вмире умопостигаемых существ, и наконец в нем есть еще более высокоеначало, теснейшим и глубочайшим образом связывающее его с божеством -абсолютное единство (иехида), возводящее его на степень непосредственныхсияний (ацилут) вечного света. Принадлежа ко всем мирам, человек,однако, непосредственно коренится в низшем материальном мире, которыйчерез него соединяется с божеством. Существа, непосредственно живущие ввысших мирах - ангелы. Ангелология К., заимствованная главным образом уперсов, состоит из формальных классификаций; замечательна только идеясолнечного ангела Митатрона (вероятно, эллинизация персидского Митры),высшего посредника между Богом и вселенною; иногда он отожествляется сарх. Михаилом, а иногда с Мессией. Наш материальный мир не есть ещесамая низшая степень в эманации божественного света; в том крайнемпределе, где этот свет совсем теряется в полном мраке, образуется такназ. шелуха бытия или скорлупы (клиппот) - это нечистые духи или бесы,столь же многочисленные как ангелы и души, ибо на всякое ядро может бытьсвоя скорлупа. Эта нечистая шелуха не имеет собственной сущности: онаможет исчезнуть, но не может очиститься. Человеческие души, напротив,призваны к очищению и совершенству. Главное средство для этого -перевоплощение; оно двух родов: "круговорот" (гильгуль) и "прививка"(иббур), первый состоит в постепенном прохождении всех сфер бытия все вновых телах до полного очищения, иббур же означает особое соединениеотжившей души с живым человеком, на 7 или даже на 14 году возраста, спровиденциальною целью на благо того или другого, или обоих.Вспомогательное средство для возвышения души есть прикладная каббала.Связь между нею и умозрительною - общее обеим признание мистическогосмысла букв и имен библейских. Относясь к Библии, как к шифрованномутексту, и применяя различные шифры (подставление числового значениябукв, перестановка букв в том или другом определенном порядке и т.д.),можно из одних слов получить совершенно другие и открыть удивительныевещи (главные способы называются: гематрия, нотарикон, темура). Такимпутем каббалисты угадывают сокровенное и предсказывают будущее. Другаячасть прикладной К. есть магия; чрез целесообразное употребление именБожиих производятся различные чудеса. - Ср. Knorr dе Rosenroth, "Cabbaladenudata" (1677 - 84; здесь же лат. перев. кн. Зогар); Molitor, "DieTradition oder Philosophie der Greschichte" (анонимно, неокончено;богатый материал и важные указания); Franck, "La Kabbale" (нов. изд.1891); Jellinek, "Beitrage zur Geschichte der K." (1851); Myer,"Qabbalah" (Филад., 1888). Вл.Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.