- Аналогия
- Аналогия (греч.) - означает первоначально соответствие, подобие илиравенство в известных отношениях одной вещи с другою. Познаниекакой-либо другой вещи, основанное единственно на этих отношениях,называется аналогическим познанием. Заключение, делаемое однако наосновании этого подобия или равенства двух вещей в известныхопределенных отношениях о подобии их в других отношениях или одальнейшем, еще большем, их сходстве и называемое в логике аналогическимзаключением, может быть признано лишь заключением вероятным, которымоднако в области исследования нередко приходится пользоваться.Аналогическое заключение часто применяется при изъяснении авторов и, вособенности, при толковании священного писания (А. интерпретации, илигерменевтической А.), в практической медицине - при назначениицелительных средств и т. д.; равно и большая часть положений, на которыхзиждятся естественные науки, основываются на А., причем предполагаетсятем большее согласование между отдельными явлениями, чем больше число ичем существеннее значение выведенных уже из них заключений. Болееглубокое метафизическое обоснование целесообразности аналогическогометода исследования заключается во всеобщей закономерности, единстве, ипоследовательности, замечаемых как во всей природе вместе взятой, так ив отдельных ее явлениях, и вполне подтверждаемых всяким новым успехоместествознания. - В лингвистике под А. разумеют сходство в образованиислов. Она основывается на сравнении подобных форм, причем принимается заправило, что правильное в одном случае, должно быть правильным и вподобном ему. В этом отношении А. является противоположностью"аномалии". В виду этого А. есть основание всех грамматических правил,которые, будучи извлечены путем наблюдения из языка, пользовавшегосядолгое время полной свободой, твердо установлены ныне ученымиисследователями. В математике аналогией называется согласованиеизвестных числовых отношений; также формулы равенства двух отношений(пропорции) называются, по примеру Евклида, аналогиями. В законоведении учение об аналогическом применении закона находится всвязи с учением о толковании закона .Различие между ними заключается втом, что толкование, относясь лишь до случаев бывших в виду узаконодателя при издании закона, не выходить за пределы волизаконодателя; А. же имеет дело с теми случаями, которых законодатель непредвидел при составлении закона, но определил бы их в смысле того жезакона, если бы имел их в виду, следовательно А. выступает за пределыволи законодателя, распространяя ее и на случаи, непредусмотренные самимзаконодателем. Поэтому А. имеет в виду не толкование закона, априменение его к фактам, случаям, в законе непредусмотренным.Аналогическое применение закона возможно лишь при следующих условиях: 1)оно может иметь место лишь при существовании пробела в законодательстве,т. е. если на данный случай нет соответствующего закона; в этомотношении аналогическое применение является на ряду с другими одним изсредств восполнения пробелов законодательства; 2) наличность сходствамежду предусмотренным в законодательстве и подлежащими обсуждениюслучаями; здесь нет необходимости в абсолютном равенстве, тождестве, аважно лишь сходство в некоторых существенных признаках, одинаковохарактеризующих, как случаи законом предусмотренные, так инепредусмотренные; 3) необходимо тождество юридического основания длятех и других фактов, т. е. предусмотренных и непредусмотренных в законе(identitas rationis), это выражается правилом; где одинаковоеюридическое основание, там должно быть и одинаковое правило (ubi eademratio ibi eadem dispositio). Под юридическим основанием здесь следуетразуметь, не повод к изданию закона (occasio legis), который, какнаходящийся лишь во внешней связи с законом, не может иметь значения дляаналогического применения, состоящего в непременной логической связи ссамим законом; точно также не может иметь значения цель, намерениезакона (ratio legis), т. е. та выгода, которой ожидают достигнутьпосредством данного закона, так как она также не находится в непременнойлогической связи с законом, ибо одна и та же цель может быть достигнутаразличными законами. Юридическим основанием, имеющим значение для А.,является лишь общее начало, из которого логически вытекает закон. обаналогическом применении которого идет речь; это высшее юридическоеначало, из которого вытекает закон, как логический вывод, существеннонеобходимо для аналогического применения закона, и без этих начал былобы немыслимо обобщение и подведение под законную норму всегоразнообразия конкретных случаев, вызываемых самою жизнью. Обыкновенноэтот процесс мышления имеет дело с отдельным данным законом, причемвопрос заключается в том, можно ли данный закон применить к известному,прямо непредусмотренному в нем случаю; такая А. называется частною илиспециальною: она есть ничто иное, как распространение данного закона наотдельный случай прямо непредусмотренный, в виду сходства этого случая сбывшим в виду у законодателя. Но А. не ограничивается предписаниямиодного закона; нередко требуется вывести какое либо высшее юридическоеначало из ряда отдельных законов, иногда даже из целой системы данногозаконодательства, и такие начала могут быть применяемы аналогически кслучаям, непредусмотренным в целом законодательстве. Такая А., имеющаяотношение к массе законов и даже к целой системе их, называется общеююридическою аналогиею. К такой А. необходимо прибегать в особенности,когда самою жизнью создается такая новая форма правоотношений, которуюневозможно подвести ни под какой закон в отдельности. Такого рода А.составляет одно из важнейших орудий юридической науки, дающихвозможность построения целой системы начал права, хотя прямо в законе ине выраженных, но вытекающих из ряда законов при помощи аналогическогоих толкования. Основательность и необходимость аналогического применениязаконов в области гражданского права в настоящее время являетсябесспорными, однако оно не может, в смысле распространительноготолкования, иметь места при таких законах, которые имеют характерисключения из общего правила, каковы привилегии и особенные законы(leges singolares), хотя положения общего закона (lex communis) могутиметь аналогическое применение к последним. Того же нельзя сказать оприменении А. к уголовному законодательству; западная практика восстаетпротив распространительного толкования уголовных законов, утверждая, чтозаконы эти охраняют блага отдельных граждан и что поэтому, еслиизвестное деяние не предусмотрено законом, то никакой суд обложить егонаказанием не может (nulla poena sine lege). По нашему дореформенномузаконодательству область аналогического применения была значительноограничена; прибегать к А. могли лишь высшие учреждения, низшим же, вслучае недостатка или неполноты закона, предписывалось представлять обэтом своему начальству, причем нередко судебная деятельностьобусловливалась законодательным разрешением недоумений в отдельныхслучаях. С момента судебной реформы, отделившей власть судебную отзаконодательной, А. дан широкий простор. По Судебным Уставам императораАлександра II, все судебные установления обязаны решать деда по точномуразуму действующих законов и в случае неполноты, неясности, недостаткаили противоречия закона соображаться с общим смыслом законодательства, апод предлогом неполноты ни в каком случай не останавливать решения дела,под страхом ответственности за отказ в правосудии. (Уст. Гражд. Судопр.ст. 9 и 10; Уст. Угол. Судопр. ст. 12 и 13). В богословском учении евангелической церкви под аналогией Св. Писания(A. der Schrift)-разумеют то основное положение, что неясные выраженияСв. Писания должны быть объясняемы посредством ясных его выражений. Таккак католическая церковь держится толкования Св. Писания согласноцерковному преданию, то протестанты стали утверждать, что Св. Писаниеследует разъяснять на основании его самого, и вследствие сего положили воснову объяснения темных, неясных мест, извлеченное, по их мнению, изСв. Писания, под названием "Аналогии веры" (A. des Glaubens), краткоеизложение сущности христианского учения. Однако метод этот привел лишьокольным путем обратно к католическому принципу предания и, кроме того,А. могла найти применение лишь с точки зрения строго проведенного ученияо вдохновении, которое, не взирая на громадное различие, существующеемежду отдельными библейскими книгами, считает Святого Духа творцом Св.Писания.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.