- Дрессировка
- Дрессировка или выездка лошади, берейторское искусство, - бываетразлична сообразно с назначением лошади: под верх, в упряжку, для беговили скачки. Последнее относится к тренированию; немного встречаетсяособенностей и при обучении лошадей к упряжке, наиболее же трудноюзадачею представляется выездка верховой лошади. курс выездки этой лошадиобыкновенно делят на три периода. Первый - работа верховой лошади подразвязкою: надев на нее рабочую уздечку и (на спину) толстый потник,подтянутый обыкновенным троком, в кольца которого укрепляются поводьяуздечки, к подбороднику последней пристегивается корда и затем лошадьвыводится в манеж. Там, сперва "держа под уздцы", проводят ее несколькораз по вольту круга и затем, постепенно освобождая, пускают рысью,причем бич берейтора поднимается горизонтально и, по мере надобности,им, слегка помахивают, подщелкивая языком. Когда лошадь пошла "повольту" правильною рысью - "одним следом" (т. е. задние ноги ступают на след, сделанныйсоответствующими передними) и "не треножит" (обе ноги захватывают, прибеге одинаковое пространство), то легким колебанием корды или голосом(протяжным - "шагом") переводят ее, для отдыха, на шаг. Поощрительнаямера для животных - дача им хлеба и сахара. Затем начинается приучениелошади к седлу вместо потника, что производится с должною осторожностью,чтобы не напугать лошади; так, напр., при подтягивании седельных подпругдается лошади овес, и самое подтягивание производится не сразу, апостепенно. Оседланную лошадь прогоняют на корде по кругу манежа, как инеоседланную. Когда лошадь хорошо освоилась с седлом, то накладываетсяна нее "развязной трок" - облегчают последовательное нажимание у нейудил, до полной свободы, и затем снова подтягивают поводья, наблюдаятолько, чтобы лошадь постоянно находила опору в удилах; упражнения валлюрах - рыси и шаге - продолжаются по-прежнему. После приучения лошадик поводу, продолжающемуся несколько дней, подготовляют ее к пониманиюдействия шенкеля всадника, что достигается при помощи трогания заднихбоков хлыстом. Если лошадь двигается вяло, неохотно и останавливается,то этому помогают бичом, при чем наблюдают также зад лошади, чтобы ондвигался равномерно с передом и не оттягивался ("плие"; другие названиябоковых движений лошади: "ранверс и пасад"). Второй период - работалошади на уздечке под всадником; вначале действуют только корда и бич,всадник же сидит в седле, не беспокоя лошади шенкелями и заменяя собоюразвязку; повод настолько натянут, чтобы голова лошади имела опору наудилах. Во избежание порчи лошади, следует соблюдать большуюосторожность, когда садятся на нее в первый раз, и только тогда можно,соображаясь со сложением и силой лошади, исподволь подбирать поводья,поднимать и несколько сгибать шею в затылке и т. п., когда, лошадьпривыкла уже к всаднику. Употребление шенкеля, чтобы послать лошадьвперед, делается постепенно усиливанием нажатия от колена и затем ужеикрою, удар же допускается им только для нечувствительных лошадей,одновременно с употреблением хлыста. Точно также и "гнутье лошади" -придаче ее туловищу требуемой формы, как гимнастика шеи и боков,необходимы не только во время обучения, но и в течение всей ее службы.По мере успеха, переходят к работе уздечки без корды, сперва только кезде по прямому направлению шагом и собранной рысью; потом приучают кразнообразию движений: полувольт, вольт, "брать углы" манежа(полуодержки), а также к выстрелам, барабанному бою, преодолениюпрепятствий - барьеры хворостяные, дощатые и соломенные, стойка на местеи езда по воле. Третий период - работа на мундштуке, производящем налошадь действие, существенно отличное от уздечных удил. Ср. Гр. Ге,"Выездка верховой лошади" (1866); Смулович, "Правка, для выездок молодыхлошадей в упряжке" (1865); И. Равич, "Полный курс иппологии" (1866);Новицкий, "Наставление для выездки ремонтной кавалерийской лошади"(1870); Ф. Боние, "Методы берейторского искусства" (пер. А. Пруссакова,1857, 2 изд. 1872) и Т. С. Жданов, "Краткое руководство для выездкиверховой лошади" (1891).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.