- Дрезина
- Дрезина - тележка, передвигаемая механически по рельсам и служащаядля поездок инженеров с целью осмотра железнодорожного пути и по другимслужебным надобностям. Название свое Д. получила по имени лесничегоДреза, который в 1817 г. изобрел двухколесный экипаж для собственногопередвижения, прототип современного велосипеда. Д., в нынешнем ее виде,введена на железных дорогах в 1839 г. Она состоит из легкой рамы начетырех колесах, имеющих закраины, на подобие колес железнодорожныхвагонов. В передней части Д. утверждена скамейка с подножкою,представляющая место для двух-трех человек. Сзади помещаются рабочие, изкоторых двое приводят Д. в движение вращением рукояток, а двое длясмены. На Д. хорошей конструкции, при весе её около 650 килограммов,приводимой в движение двумя рабочими, может быть, на подъеме в 1: 2000,достигнута скорость от 25 до 30 километров в час. Для возможности езды сбольшими скоростями (50 до 70 километров в час) введены были паровые Д.В последнее время построены Д., сходные по конструкции с велосипедами иприводимые в движение с чрезвычайною легкостью, так как сопротивлениекатанию их по рельсам очень незначительно. Четырехколесный экипаж такогорода был испытан на французской Восточной жел. дор. На нем могутпоместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути. Легкостьудаления Д. с рельсов имеет большое значение, так как иногда приходитьсясоскочить с Д. и снять ее с пути в виду приближающегося поезда. ВАмерике почти на всех железных дорогах, а в Европе только в видеисключения, употребляется для поездок дорожных мастеров и сторожей Д.,состоящая из скамейки, утвержденной на двух колесах, расположенных одноза другим и движущихся вдоль одного из рельсов. Переднее, большое колесоприводится во вращение руками и ногами, при посредстве рычага и системызубчатых зацеплений. Точкою опоры служит третье малое колесо, движущеесяпо другому рельсу и соединенное укосиною с общею рамою. Такаятрехколесная Д. служит для передвижения одного или двух человек. А. Т.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.