- Дарданеллы
- Дарданеллы с точки зрения международного права. В то время, когдаТурция владела берегами Черного моря, право ее распоряжатьсясудоходством в проливах Дарданельском и Босфорском не возбуждало споров.После завоевания Россией сев. берега этого моря, ее экономическиеинтересы стали требовать свободного сообщения ее приморских портов сСредиземным морем. При заключении КучукКайнарджийского мирного договора1774 г., Россия добилась признания за нею права торгового судоходства вЧерном море и из Черного моря в Средиземное. Изъяснительная конвенция 10марта 1779 г. и торговый трактат Poccии с Портой 10 июня 1783 г.распространили дарованное русским судам право на все "купеческие подроссийским флагом суда". Тем не менее, в годы, предшествовавшие войне1828 г., Россия неоднократно имела случай жаловаться на нарушение этихдоговоров: случалось, что суда, нагруженные хлебом и отправлявшиеся подрусским флагом из Черного моря, подвергались со стороны Турцииконфискации. Адрианопольский мирный трактат 1829 г. объявил проливысвободными для торговых судов как Pocсии, так и всех государств,находящихся в мире с Портой. Наконец, в 1841 г. свобода торговогосудоходства в проливах провозглашена была всеми великими державами (иподтверждена в 1856, 1871 и 1878 гг.). С 1830-х гг. вопрос о проливахполучил значение преимущественно политическое. И до того Турция, имея ввиду безопасность своей столицы, никогда не отказывалась от правазакрывать Босфор и Д. для военных судов всех наций. Впервые это правоформально было признано в договоре между Англией и Турцией в 1809 г. В1833 г., когда существованию Турции угрожал Мегмед-Али, между Россией иТурцией заключена была в Гункьяр-Скелесси конвенция, в силу которойпервая обязалась помогать второй войском и флотом, с правом последнеговходить в Босфор и Д.; на основании же секретной статьи этой конвенции,Порта обязалась, по отношению к России, закрывать Д., "т.е. не позволятьникаким иностранным военным судам входить туда под каким бы то ни былопредлогом". Англия немедленно протестовала против этого соглашения, вкотором западноевропейские кабинеты усмотрели опасность для своеговлияния на Турцию. В 1838 г., при вторичном восстании Мегмед-Али, имп.Николай I убедился, что дальнейшее существование договора 1833 г.невозможно, и согласился присоединиться к обще-европейской гарантиицелости Оттоманской империи, с тем условием, что державы подпишут акт,провозглашающий закрытие Д. и Босфора для военных судов всех наций, какво время мира, так и во время войны, началом европейского публичногоправа. В результате явилась Лондонская конвенция 13 июля 1841 г.,подписанная Турцией, Россией, Англией, Францией, Австрией и Пруссией иизвестная под именем конвенции о проливах (Convention des detroits); онасохраняет за султаном только право выдавать фирманы для прохода "легкихвоенных судов под военным флагом". После Крымской войны закрытиепроливов получает значение средства, долженствующего затруднить Россию вслучае ее столкновения с Турцией. 30 марта 1856 г., в один день сПарижским трактатом, между Англией, Австрией, Францией, Poccией,Пруссией, Сардинией и Турцией заключена была конвенция, в силу которойдержавы обязывались соблюдать закрытие проливов для военных судов; суда,состоящие в распоряжении европ. посольств в Константинополе, а равнолегкие военные суда, посылаемые державами к устью Дуная, для наблюденияза свободою судоходства по этой реке, должны запастись разрешительнымифирманами султана. В циркуляре турецкого министра иностр. дел, от 28сент. 1868 г., было разъяснено, что закрытие проливов нераспространяется на военные суда, на которых находится монарх или главанезависимого государства. Не получивший силы договор в Сан-Стефаносодержал в себе постановление (ст. 24), которое объявляло Босфор и Д.навсегда открытыми, как во время мира, так и во время войны, дляторговых судов нейтральных держав, прибывающих из русских портов илинаправляющихся в русские порты. Берлинский трактат 13 июля 1878 г.подтвердил прежние постановления договоров о проливах. На берлинскомконгрессе 1878 г. Англия утверждала, что в вопросах, относящихся кпринципу закрытия проливов, единственным судьей является султан; Россиявысказывала мнение, что военные суда договаривающихся держав, даже сразрешения султана, не имеют права проходить через проливы. Конгрессоставил вопрос этот открытым. А. Я. Дарий (Daraiavahusch, DareioV) - древнеперсидское царское имя.Д. I, с. Гистаспа, род. в 550 г. до Р. X. Происходил из царского родаАхеменидов и уже при Кире занимал выдающееся положение. В качестветелохранителя, сопровождал Камбиза в Египет. Сделавшись царем (521 -486) по низложении Лже-Смердиса, занялся приведением в порядокрасстроенного государства. Первые три года были употреблены наподавление восстаний (в Сузиане, Вавилоне, Армении, Мидии и др.), воглаве которых стояли потомки местных владетелей или самозванцы.Изображения последних, вместе с надписью об их усмирении, находятся наскале Бегистане. Стремясь к преобразованию государственной системы настрого бюрократических и централизационных началах, Д. уничтожилгосподствовавшее до тех пор вассальное самоуправление; появилисьсатрапии. Но и на верность наместников не всегда можно было положиться:пришлось отделаться хитростью от Оройта, сатрапа Сард, и казнитьегипетского наместника Арианда. К египтянам Д. относился милостиво ипокровительствовал их религии, строил и реставрировал храмы, уважалтуземное жречество и дворянство. Важно было для благосостояния Египтасоединение каналом Красного моря с Нилом, стоявшее в связи с попыткамивключить Индейский океан в область персидской торговли. Для этой целибыла снаряжена экспедиция по Инду и Аравийскому морю, под начальствомСкилака. Ряд насыпных холмов, на которых были водружены стэлы склинообразными и иероглифич. надписями, обозначает направление работ посооружению соединительного канала. Одна из этих стэл найдена в 1866 г.,другая, В. С. Голенищевым, в 1889 г. близ Телль-эль-Машута ("Зап. вост.отд. имп. русск. арх. общ.", V). Обе плохо сохранились (изд. в "Recueilde travaux" 9, 11 и 13). Несмотря на свою дальновидность, Д. не избегнедостатка, общего восточным монархам - стремления к расширению и безтого уже обширного и сшитого белыми нитками государства. Большимпромахом был его известный поход на скифов (515), сопровождавшийся,правда, покорением гетов, Фракии, Лемноса, Имброса и подданствомМакедонии, но разрушивший обаяние персидского могущества и сделавшийвозможным восстание малоазиатских и кипрских греков (500 - 494). Усмиривих, Д., из желания наказать не сохранивших нейтралитета афинян, сталлицом к лицу с европейскими греками. Неудачный исход первых двухкампаний, окончившихся афонским крушением и битвою при Марафоне (4 90),и последовавшие затем обременительные приготовления к новому походуподействовали возбуждающим образом на провинции. Восстал Египет (486);царь умер, не успев заняться его усмирением. Как мудрый, справедливыйправитель, как безусловно лучший из восточных деспотов, Д. пользовалсяуважением даже своих врагов. Эсхил, участвовавший в Марафонскомсражении, отзывается в своих "Персах" очень тепло об этом царе,виновнике стольких бедствий для греков. Евреи также сохранили о немблагодарное воспоминание: во 2-й год царствования он разрешилвозобновить работы по построению 2-го храма (Ездры 4, 24. 5, 5. 6, 1), ав 6-й год храм был освящен. По Диодору, египтяне уважали этого царянаравне со своими фараонамизаконодателями; даже отдаленные карфагенянепризнавали его власть. Погребен Д. в сооруженной им и украшеннойпроизведениями скульптуры гробнице в скалах Накши Рустами, близПерсеполя. Б. Т.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.