- Николай
- Николай Кузанский (Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401 - 1464) -величайший из немецких гуманистов первого поколения, богослов. философ,математик и церковнообщественный деятель, родом из лотарингской деревниКус (Cues), откуда и его прозвание. Сын рыбного торговца: в первойюности бежал от принудительных занятий отцовскою профессиею н, подпокровительством одного местного вельможи, поступил в школу "духовныхбратьев общей жизни" в Девентере, а потом в падуанский университет, гдев 1424 году получил докторскую степень по каноническому праву; вступил вмонашеский орден августинцев и получил священство и место декана вКобленце. Призванный, в качестве ученого богослова, на базельский собор,он подружился с папским легатом гуманистом Юлианом Чезарини и выступилсторонником церковных реформ без нарушения законных прав центральнойвласти. В этом духе написана им книга: "De coucordantia catholica".Первоосновою церкви на земле Н. признает не иерархию, а таинства, каксамостоятельный божественный элемент духовной жизни. Отстаивая значение"престола Св. Петра", как средоточия или "души" вселенской церкви, онотрицает, однако, верховную власть пап над государством и раньшеЛаврентии Валлы доказывает апокрифичность "Константинова дара". В 1436г. Н. издал проект исправленного времясчисления, на тех основаниях,которые в конце следующего века были приняты для григорианcкогокалендаря. Когда большинство базельского собора открыто выступило противпапы Евгения IV, Н., вместе с меньшинством, уехал в Рим, откуда, какзнаток греческого языка, был послан в Константинополь, для переговоров стамошними властями об унии. После участия во. флорентийском соборе Н.вернулся в Германию настоятелем монастыря в Майнфельде и визитаторомприрейнских и примозельских монастырей, в которые он ввел необходимыйреформы. В это время он издал большое философское сочинено: "De doctaignorantia" и несколько трактатов разного содержания. Возведенный вкардиналы-пресвитеры римской церкви (1448) и назначенный затем епископомбриксенским (в Тироле), Н. получил миссию преобразовать все германскиемонастыри. В 1454 г., под впечатлением взятия Константинополя турками,он издал сочинение: "De расе sive coucordantia fidei", где указывал наединство истинной основы во всех религиях и на возможность христианскогосоглашения со всеми народами, а вслед затем в соч.: "De cribrationeAlchorani", очень замечательном для тогдашнего времени, старался указатьна тесную связь мусульманства с христианством. Последние годы жизни Н.провел в Италии. За год, до смерти он издал главное свое философскоесочинение: "Devinalione Sapientiae". Ум. в г. Тоди. В сочинении овращении земли он на 100 лет предварил Коперника. Его же должно считатьродоначальником математического учения о бесконечном, которое онсвязывал с философским своим принципом "совпадения противоположных". Онпервый стал рассматривать круг как многоугольник с бесконечным числомбесконечно-малых сторон. По словам Джордано Бруно, "божественный Кузанецоткрыл величайшие таинства геометрии". В философии Н. примыкает кплатонизму по содержанию и предваряет гегельянство со стороныформального принципа. Он исходит из мысли о тождествебесконечно-великого и бесконечно-малого, или абсолютной полноты иабсолютной простоты бытия. В Божестве все есть одно, но единство всегологически предполагает различение. Прежде всего различаются возможностьи действительность всего, но в бесконечном они совпадают. Отсюда тримомента (абсолютная мощь, абсолютное действие и их единство),представляющие самое отвлеченное основание для истины св. Троицы,которой, впрочем, Н. дает и более конкретные выражения. Как начало всеговозможного, Божество творит и всякое частное, ограниченное бытие, нотак, чтобы его ограниченность могла упраздняться его соединением спротивоположным, в чем и заключается внутренняя причастность всякогобытия Богу. Противоположность между духовным и материальным бытиемупраздняется их соединением в человеке, но и человек по отношению кбесконечному Божеству есть бытие ограниченное - и эта ихпротивоположность упраздняется в богочеловеке Христе, который и естьполное и окончательное откровение абсолютной истины. При большойфилософской смелости отдельных мыслей и взглядов, писания Н. проникнутыглубоким христианскомистическим духом. Сочинения Н. были изданы в Париже(1514) и в Базеле (1565). Немецкий перевод важнейших из них изд. Шарпф(1862). Из последователей Н. более известны Жак Ле-Февр д'Этапль(Jacobus Faber Stapulensis), преподававший философию Н. в Сорбонне, вконце XV и нач. XVI в., и его ученик Шарль Булье (Саrolus Bovillus, 1470- 1553). Под большим влиянием Н. находились Джордано Бруно и Лейбниц.См. F. A. Scharptf, "Der Cardinal Nicolaus v. Cusa" (1843); его же, "DerCard. N. v. C. als Reformator etc." (1871); Fr. J. Clemens, "GiordanoBruno u. N. v. C" (1846); R. Zimmermann, "Der Card. N. v. C. alsVorganger Leibnizen's" (1852). Вл. С.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.