Виньи

Виньи
Виньи (Альфред de Vigny) - знаменитый французский писательромантической школы. Последний представитель старинного дворянскогорода; род. 27 марта 1799 г., умер в 1863 г. 16-ти лет он поступил навоенную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма итрадиционной в его семье преданности Бурбонам, В. не сделал, однако,блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы;но зато долгая жизнь среди солдат показала ему оборотную сторонувоенного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения он изложилвпоследствии в "Servitude et grandeur militaire" - одной из самихискренних и глубоких книг, написанных о войне и об армии. Все досугисвоей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся в нем страсти кпоэзии; первые стихотворения его относятся к шестнадцатилетнемувозрасту, и около того же времени он завязал сношения с некоторыми изпервых адептов романтизма. Он стал писать критические статьи в органезарождающегося романтизма "La muse Francaise" и издал в 1822 г. первыйнебольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г. - "Poemes antiques et modernos", в 1829 г. - новое собраниестихотворений. Господствующий тон этих произведений - грусть,байроновское разочарование, сознание одиночества "высоких душ" срединепонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвованияи идеальной любви. Основание известности В. положила поэма "Элоа". Какни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческимичувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его отзабвения. подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, вкотором он как бы ищет воспоминания о своем божественном происхождении;подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам. Элоа -чистый херувим, рожденный из слезы Христа над могилой Лазаря. Кто-тошепнул ей про страдания падших ангелов - и она жаждет внести отраду вмрачную жизнь отверженных небом созданий. Ее безотчетная тоска изарождающееся в ней земное чувство изображены с большой красотой.Блуждая в раздумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона ивидит духа зла. Печать страдания на его лице привлекает ее, и онаговорит ему слова участья и любви. Он на минуту тронут и почти готовраскаяться, но злоба берет верх и заведомо вероломными клятвами онпленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей сферы.Изобразив в Элоа падение душевной чистоты, В. рисует в "Moise"одиночество духовного величия на земле. Гениальный Моисей тяготитсясвоим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молитего о смерти. Другие поэмы Виньи на библейские темы поэтичны, новведенные в них образы расплывчаты и отвлеченны, как вообще созданияромантиков. Таковы напр. "La femme adultere", "La fille de Jephte"; темже характером отличается "Helena", сюжет которой заимствован изсовременной поэту греческой жизни. Между лучшими пьесами можно ещеназвать "La neige". "Le Trappiste", и два юношеские стихотворения: "LaDryade" и "Symeta", напоминающие Андре Шенье. Поэмы В. не имели, сначала, большого успеха. Они были оценены подостоинству только литературными друзьями поэта; его интимно поэтическоетворчество не могло проникнуть сразу в большую публику. Первый большойуспех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический роман"Cinq-Mars". Он сразу разошелся в большом количестве изданий, былпереведен на все европеисте языки, в том числе на русский, что вособенности льстило самолюбию автора; во всех углах Европычувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал,что он обязан успехом книги скорее непониманию публики, чем истинномулитературному достоинству романа, и часто говорил, с привычной емуиронией, что он написал "Cinq-Mars", чтобы заставить читать свои стихи.Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволненийлагерной жизни, В. написал его вернувшись во Францию и прочтяпредварительно, как он сам говорит, около 300 книг и рукописей. Новзявшись за роман, который он называет историческим, В. прежде всегоизгоняет из него историческую правду. Для него искусство - нетолкователь истории, а ее заместитель. Вместо живых лиц В. выводитотвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман полоннесообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон деЛанкло в обществе Корнеля и т.п. Но, при общей слабости романа,отдельные эпизоды очень хороши, как напр. история Urbain Grandier,поэтический образ Мари Гонзаг и др. Настоящим событием было, в своевремя, первое представление (24 октября 1829 г., на сцене французскоготеатра) "Отелло", переведенного В. (в стихах) и познакомившегофранцузскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во вкусе Дюси.Для молодой романтической школы это было торжеством, подготовившимпоявление и успех "Эрнани". В "Servitude et grandeur militaires" (1835) симпатиями авторапользуются более всего старые служаки, у которых чувство долга и честисоставляет вторую натуру. Их беспрекословная покорность, стоическоеисполнение самых опасных и трудных обязанностей возбуждают в поэтеглубокое уважение к этим безвестным героям долга и наполняют егоненавистью к рабству, в котором их держит военная сила. В романе:"Stello" (1832) Виньи скорбит о том, что поэт одинок в современномобществе. При всяком государственном строе он является лишним: монархиего боятся, конституционные государства убивают его презрением,республики выключают его из своей среды. Иллюстрацией первого случая В.берет историю Жильбера при Людовике XV, второго - Чаттертона, убивающегосебя после того как лорд-мэр, прочтя его стихи, предлагает ему местолакея, и третьего - Андре Шенье, умирающего на эшафоте. Особеннодраматичен эпизод Шенье и рассказ о последних днях террора. Историческаясторона слаба, но книга полна настоящей поэзии и большой красоты вотдельных эпизодах. В истории романтизма В. занимает большое место нетолько стихотворениями и романами, но и несколькими драмами, из которыхсамая крупная "Чаттертон", представленный в 1835 г. В "Чаттертоне"драматизирован один эпизод Стелло, и еще резче чем в романе В. защищаетв драме право поэта на свободное существование. Он показывает, какматериалистическое общество доводит до самоубийства поэта, живущеговысшими интересами; он требует для поэта права жить и мечтать, т. е.хлеба и досуга. Теперь драма В. кажется сентиментальной; но припоявлении "Чаттертона" общество переживало пароксизм идеализма, и идеяВ. находила отклик в сердцах. Театр был полон длинноволосыми юношами,считавшими, что единственные занятия, достойные "высших натур" - поэзияи живопись. Эта аудитория аплодировала каждому слову Чаттертона,идеализирующего искусство, казнящего жизненную пошлость в лице мужаКитти и лорда мэра. В 1842 году В. был избран в французскую академию. Еще раньше, совторой половины тридцатых годов, он почти совсем перестал печатать своипроизведения, да и писал сравнительно немного, ведя уединенную,замкнутую жизнь в своем имении и только ненадолго приезжал в Париж. Егобиографы приписывают эту перемену разочарованию, которое он испытал всвоей страсти к знаменитой актрисе Дорваль. Оно отразилось в одном изсамых могучих стихотворений Виньи: "La colere de Samson". И преждерасположенный к меланхолии, он выработал себе теперь своеобразныйпессимизм, чуждый отрицания, но проникнутый сомнением в божественнойсправедливости ("Le Mont des Oliviers"), подавленный равнодушием ихолодностью природы ("La maison du berger"), молчаливо и терпеливождущий смерти ("La mort du loup"), полный сострадания к человеческомугорю. "Мирное отчаяние" - говорит он в своем "Дневнике" ("Journal d'un poеte"), напечатанном,как и последние его поэмы ("Les Destinees"), уже после его смерти, -"без гневных судорог и без упреков небу: вот истинная мудрость".Никогда, может быть, дарование В. не достигало такой силы, как в этомнаименее известном периоде его творчества. Из книг, посвященных В.,заслуживают внимания: A. France, "Alfred de Vigny, etude etc. " (Пар.,1866); Godefroy, "Hist. litter, du XIX s. "; Th. Gautier, "Histoire duromantisme" и в особенности Maurice Paleologue, "Alfred de Vigny" (вколлекции "Les grands ecrivains francais"). На русский язык переведены "Чаттертон" И. С. Воейковым (1836 и 1859);"CinqMars" - Очкиным (Спб., 1835); "Стелло или голубые бесы" (1835);"Смерть волка" (поэма; "Русская Мысль", 1886) и др. Его биографию см."Отеч. Записки", 47 т.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Виньи" в других словарях:

  • Виньи — Виньи, Альфред де Альфред де Виньи Alfred Victor de Vigny Имя при рождении: Альфред Виктор де Виньи Дата рождения …   Википедия

  • Виньи — Альфред, де, граф (Comte Alfred Victor de Vigny, 1799 1863) крупнейший представитель французского аристократического, консервативного романтизма. Родом из старинной дворянской семьи, активно боровшейся против революции; некоторые члены его семьи… …   Литературная энциклопедия

  • ВИНЬИ — (Vigny) Альфред Виктор де (1797 1863), французский писатель романтик. В поэмах Элоа (1824), Моисей (1826), Потоп (1826) воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя, богоборческие мотивы. Трагическое одиночество избранных душ в… …   Современная энциклопедия

  • Виньи А. В. — ВИНЬИ́ (Vigny) Альфред Виктор де (1797–1863), франц. писатель романтик. В поэмах Элоа (1824), Моисей (1826), Потоп (1826) – воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя, богоборч. мотивы. В ист. ром. Сен Мар (1826),… …   Биографический словарь

  • Виньи — (Vigny)         Альфред Виктор де (27.3.1797, Лош, департамент Эндр и Луара, 17.9.1863, Париж), граф, французский писатель. В 1814 27 служил в королевской армии. В 1822 вышел первый сборник В. «Поэмы». В историческом романе «Сен Мар» (т. 1 2,… …   Большая советская энциклопедия

  • ВИНЬИ Альфред де — ВИНЬИ (Vigny) Альфред Виктор де (1797 1863), французский писатель романтик. В поэмах «Элоа» (1824), «Моисей» (1826), «Потоп» (1826) воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя; богоборческие мотивы. В психологической драме… …   Энциклопедический словарь

  • Виньи (Валь-д’Уаз) — Виньи Vigny Страна ФранцияФранция …   Википедия

  • Виньи Альфред де — ВИНЬИ (Vigny) Альфред де (1797 1863), франц. писатель романтик, яркий представитель франц. байронизма. При создании «Демона» Л. отталкивался от поэмы В. «Элоа, или Сестра ангелов» («Eloa, ou la Soeur des anges», 1824) о любви девы ангела к… …   Лермонтовская энциклопедия

  • ВИНЬИ Альфред Виктор де — ВИНЬИ (Vigny) Альфред Виктор де (1797—1863), граф, французский писатель. Поэтич. сб. «Стихотворения» (1822), «Древние и современные стихотворения» (1826; в т.ч. поэмы «Элоа», 1824, «Моисей», 1826; мистерия «Потоп», 1826, п. 1869), «Судьбы»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • ВИНЬИ (Vigny) Альфред Виктор — де (1797 1863) французский писатель романтик. В поэмах Элоа (1824), Моисей (1826), Потоп (1826) воспевание идеальной любви, страданий разочарованного героя; богоборческие мотивы. В психологической драме Чаттертон (1835), поэме Смерть волка (1843) …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»