- Виньи
- Виньи (Альфред de Vigny) - знаменитый французский писательромантической школы. Последний представитель старинного дворянскогорода; род. 27 марта 1799 г., умер в 1863 г. 16-ти лет он поступил навоенную службу и оставался в ней до 1828 г. Полный военного энтузиазма итрадиционной в его семье преданности Бурбонам, В. не сделал, однако,блестящей военной карьеры; ему не пришлось изведать ощущений поля битвы;но зато долгая жизнь среди солдат показала ему оборотную сторонувоенного быта и тяжесть военной дисциплины. Свои наблюдения он изложилвпоследствии в "Servitude et grandeur militaire" - одной из самихискренних и глубоких книг, написанных о войне и об армии. Все досугисвоей офицерской жизни В. посвящал рано проснувшейся в нем страсти кпоэзии; первые стихотворения его относятся к шестнадцатилетнемувозрасту, и около того же времени он завязал сношения с некоторыми изпервых адептов романтизма. Он стал писать критические статьи в органезарождающегося романтизма "La muse Francaise" и издал в 1822 г. первыйнебольшой сборник своих стихотворений. В 1824 г. вышла "Элоа", в 1826 г. - "Poemes antiques et modernos", в 1829 г. - новое собраниестихотворений. Господствующий тон этих произведений - грусть,байроновское разочарование, сознание одиночества "высоких душ" срединепонимающего их человечества, возведение на пьедестал самопожертвованияи идеальной любви. Основание известности В. положила поэма "Элоа". Какни кажется устарелым теперь воспевание идеальных ангелов с человеческимичувствами, красота и поэтичность образа, воспетого Виньи, спасают его отзабвения. подобно всем поэтам того времени, Виньи занят мыслью о небе, вкотором он как бы ищет воспоминания о своем божественном происхождении;подобно им же, он не отказывает в слезе участия падшим ангелам. Элоа -чистый херувим, рожденный из слезы Христа над могилой Лазаря. Кто-тошепнул ей про страдания падших ангелов - и она жаждет внести отраду вмрачную жизнь отверженных небом созданий. Ее безотчетная тоска изарождающееся в ней земное чувство изображены с большой красотой.Блуждая в раздумье среди облачных сфер, Элоа попадает в царство демона ивидит духа зла. Печать страдания на его лице привлекает ее, и онаговорит ему слова участья и любви. Он на минуту тронут и почти готовраскаяться, но злоба берет верх и заведомо вероломными клятвами онпленяет Элоа, которая решается последовать за ним в неведомые ей сферы.Изобразив в Элоа падение душевной чистоты, В. рисует в "Moise"одиночество духовного величия на земле. Гениальный Моисей тяготитсясвоим превосходством над людьми и, превознося Бога за его милости, молитего о смерти. Другие поэмы Виньи на библейские темы поэтичны, новведенные в них образы расплывчаты и отвлеченны, как вообще созданияромантиков. Таковы напр. "La femme adultere", "La fille de Jephte"; темже характером отличается "Helena", сюжет которой заимствован изсовременной поэту греческой жизни. Между лучшими пьесами можно ещеназвать "La neige". "Le Trappiste", и два юношеские стихотворения: "LaDryade" и "Symeta", напоминающие Андре Шенье. Поэмы В. не имели, сначала, большого успеха. Они были оценены подостоинству только литературными друзьями поэта; его интимно поэтическоетворчество не могло проникнуть сразу в большую публику. Первый большойуспех выпал на долю В. в 1826 г., когда появился его исторический роман"Cinq-Mars". Он сразу разошелся в большом количестве изданий, былпереведен на все европеисте языки, в том числе на русский, что вособенности льстило самолюбию автора; во всех углах Европычувствительные дамы плакали над судьбой благородного героя. В. сам знал,что он обязан успехом книги скорее непониманию публики, чем истинномулитературному достоинству романа, и часто говорил, с привычной емуиронией, что он написал "Cinq-Mars", чтобы заставить читать свои стихи.Задумав (под влиянием Вальтер Скотта) роман в Испании, среди треволненийлагерной жизни, В. написал его вернувшись во Францию и прочтяпредварительно, как он сам говорит, около 300 книг и рукописей. Новзявшись за роман, который он называет историческим, В. прежде всегоизгоняет из него историческую правду. Для него искусство - нетолкователь истории, а ее заместитель. Вместо живых лиц В. выводитотвлеченных представителей той или другой идеи. Кроме того, роман полоннесообразностей: Мильтон представлен, например, декламирующим у Нинон деЛанкло в обществе Корнеля и т.п. Но, при общей слабости романа,отдельные эпизоды очень хороши, как напр. история Urbain Grandier,поэтический образ Мари Гонзаг и др. Настоящим событием было, в своевремя, первое представление (24 октября 1829 г., на сцене французскоготеатра) "Отелло", переведенного В. (в стихах) и познакомившегофранцузскую публику с истинным Шекспиром, без "поправок" во вкусе Дюси.Для молодой романтической школы это было торжеством, подготовившимпоявление и успех "Эрнани". В "Servitude et grandeur militaires" (1835) симпатиями авторапользуются более всего старые служаки, у которых чувство долга и честисоставляет вторую натуру. Их беспрекословная покорность, стоическоеисполнение самых опасных и трудных обязанностей возбуждают в поэтеглубокое уважение к этим безвестным героям долга и наполняют егоненавистью к рабству, в котором их держит военная сила. В романе:"Stello" (1832) Виньи скорбит о том, что поэт одинок в современномобществе. При всяком государственном строе он является лишним: монархиего боятся, конституционные государства убивают его презрением,республики выключают его из своей среды. Иллюстрацией первого случая В.берет историю Жильбера при Людовике XV, второго - Чаттертона, убивающегосебя после того как лорд-мэр, прочтя его стихи, предлагает ему местолакея, и третьего - Андре Шенье, умирающего на эшафоте. Особеннодраматичен эпизод Шенье и рассказ о последних днях террора. Историческаясторона слаба, но книга полна настоящей поэзии и большой красоты вотдельных эпизодах. В истории романтизма В. занимает большое место нетолько стихотворениями и романами, но и несколькими драмами, из которыхсамая крупная "Чаттертон", представленный в 1835 г. В "Чаттертоне"драматизирован один эпизод Стелло, и еще резче чем в романе В. защищаетв драме право поэта на свободное существование. Он показывает, какматериалистическое общество доводит до самоубийства поэта, живущеговысшими интересами; он требует для поэта права жить и мечтать, т. е.хлеба и досуга. Теперь драма В. кажется сентиментальной; но припоявлении "Чаттертона" общество переживало пароксизм идеализма, и идеяВ. находила отклик в сердцах. Театр был полон длинноволосыми юношами,считавшими, что единственные занятия, достойные "высших натур" - поэзияи живопись. Эта аудитория аплодировала каждому слову Чаттертона,идеализирующего искусство, казнящего жизненную пошлость в лице мужаКитти и лорда мэра. В 1842 году В. был избран в французскую академию. Еще раньше, совторой половины тридцатых годов, он почти совсем перестал печатать своипроизведения, да и писал сравнительно немного, ведя уединенную,замкнутую жизнь в своем имении и только ненадолго приезжал в Париж. Егобиографы приписывают эту перемену разочарованию, которое он испытал всвоей страсти к знаменитой актрисе Дорваль. Оно отразилось в одном изсамых могучих стихотворений Виньи: "La colere de Samson". И преждерасположенный к меланхолии, он выработал себе теперь своеобразныйпессимизм, чуждый отрицания, но проникнутый сомнением в божественнойсправедливости ("Le Mont des Oliviers"), подавленный равнодушием ихолодностью природы ("La maison du berger"), молчаливо и терпеливождущий смерти ("La mort du loup"), полный сострадания к человеческомугорю. "Мирное отчаяние" - говорит он в своем "Дневнике" ("Journal d'un poеte"), напечатанном,как и последние его поэмы ("Les Destinees"), уже после его смерти, -"без гневных судорог и без упреков небу: вот истинная мудрость".Никогда, может быть, дарование В. не достигало такой силы, как в этомнаименее известном периоде его творчества. Из книг, посвященных В.,заслуживают внимания: A. France, "Alfred de Vigny, etude etc. " (Пар.,1866); Godefroy, "Hist. litter, du XIX s. "; Th. Gautier, "Histoire duromantisme" и в особенности Maurice Paleologue, "Alfred de Vigny" (вколлекции "Les grands ecrivains francais"). На русский язык переведены "Чаттертон" И. С. Воейковым (1836 и 1859);"CinqMars" - Очкиным (Спб., 1835); "Стелло или голубые бесы" (1835);"Смерть волка" (поэма; "Русская Мысль", 1886) и др. Его биографию см."Отеч. Записки", 47 т.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.