- Вариация
- Вариация (от латин. слова varius, различный). - Вариацией, т.е.изменением или уклонением, считается в музыке прием, вследствие которогомелодия видоизменяется, не теряя, при этом, своих характерных очертаний.В., по отношению к мелодии, можно сравнить с мимикой, благодаря которойлицо, прежде находившееся в спокойном состоянии, получает всевозможныевыражения. Приемы В. встречаются в очень многих музыкальных сочинениях,как средство украшения или видоизменены мелодии, ради разнообразия приее повторении. Нет композитора, который бы в своих сочинениях неприбегал к этому приему. Форма В., имеющая более самостоятельныйхарактер, состоит в том, что за мелодией - или так называемой темой -следует целый ряд вариаций. Их к теме пишется от трех (напр., соната ор.14, № 2, Бетховена) до 30 и более (32 В. на тему в C-moll Бетховена).Тема не должна быть обширна; форма ее - период или двухколенный склад.При этом необходимо характерное и ясное мелодическое очертание;сопровождение темы должно быть несложно. Тему следует писать так, чтобыслушатель мог ее легко запомнить. Чем меньше тема, тем вариаций больше.Средства В. следующие: гармоническая фигурация, мелодическая фигурация,перемена гармонизации, перемена наклонения, перемена ритма, темпа. В.,следующие за темой, которая в них сохраняет свою форму, называютсяформальными вариациями. Ряд В. заканчивается кодою или же пьесою,как-то: маршем, полонезом, фугою, в основе которых лежит вся тема или еемотив. Такая пьеса называется характерною вариацией. В. пишутся дляотдельного инструмента, для голоса, для оркестра. В произведенияхрусских композиторов вариационный прием встречается очень часто, вособенности у Глинки, Рубинштейна, Чайковского. Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.