- Варламов
- Варламов (Александр Егорович) - весьма талантливый автормногочисленных русских романсов и песен, из которых многие приобреличрезвычайную популярность, благодаря искренности, мелодичности,доступности и нередко русскому народному пошибу. В. родился в 1801 г.,умер в 1851 г. Воспитывался в придворной певческой капелле, подруководством знаменитого Бортнянского. Готовился сначала к карьерепевца, но вследствие ослабления голоса ему пришлось отказаться от этоймысли. Получив место псаломщика в Нидерландах, он пробыл некоторое времязаграницей, где продолжал изучать музыкальное искусство. Вернувшись вРоссию, он с 1832 г. был капельмейстером при московских театрах, а с1835 г. поселился в Петербурге и преподавал пение в разных учебныхзаведениях. Начало композиторской деятельности В. относится к концу 30-хгодов. Первые девять романсов В. были напечатаны в Москве в 1839 году умузыкального издателя Грессера. Из них особенную популярность получили:"Не шей ты мне, матушка, красный сарафан" и "Что отуманилась зоренькаясная". К этой серии романсов относятся еще: "Пойми меня", "Вот идутполки родные", "Не шумите", "Ох болит", "Молодая молодка", "Ах тымолодость". Много романсов было написано В. в сороковых годах; онинапечатаны у разных издателей Петербурга и Москвы. Весьма известная"Песнь Офелии", петая В. В. Самойловой в трагедии "Гамлет", издана в1842 г. у Грессера в Москве; "Испанская серенада" - в 1845 г. уБернарда, "Разлюби меня" - в том же году у Миллера, "Волшебница" (1844г., издание магазина "Музыкальное Эхо"), "Белеет парус одинокий" - в1848 г. у Грессера и пр. Позднее все романсы, счетом 223, изданыСтелловским в Петербурге. в 12 тетрадях. В. пробовал свои силы и вобласти духовной музыки. Ему принадлежит "Херувимская" на восемь и начетыре голоса (издание Грессера, 1844). Но автор скоро понял, чтовеличественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит кхарактеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенноразвитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса. В.заявил о себе, как о педагоге, в своей "Полной школе пения", в трехчастях, изданной у Грессера в Москвы в 1840 г. Эта школа является у наспервым и для своего времени замечательным вокальным руководством. Теперьэто издание Грессера составляет библиографическую редкость. Из трехчастей слабее обработана первая, теоретическая часть, представляющаяпереработку "Nouvelle methode de chant et de vocalisation" парижскогопрофессора Андраде. Но зато вторая, практическая, сделана совершенносамостоятельно, изобилует многими драгоценными замечаниями, неутратившими своего значения и в настоящее время и изобличающими в авторебольшого знатока человеческого голоса. Третья часть заключает в себедесять упражнений для голоса, с аккомпанементом фортепиано, и дверусские песни: "Ах не одна то во поле дороженька" и "Не будите менямолоду", переложенные на три голоса. Ни один композитор не выдержал унас столько изданий, как В. В 1886 году начало выходить в Москве, уГутхейля, новое полное собрание сочинений В., издаваемое егонаследниками. Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.