- Соната
- Соната (не следует смешивать с сонатной формой). До конца XVII С.называлось собрание инструментальных пьес, а также вокальный мотет,переложенный на инструменты. С. разделялись на два рода: камерную С.(sonata da camera), состоявшую из прелюдий, ариозо, танцев и пр.,написанных в разных тональностях, и церковную С. (sonata da chiesa), вкоторой преобладал контрапунктический стиль. Ряд инструментальных пьес,написанных для многих оркестровых инструментов, назывался не С., абольшим концертом (concerto grosso). Позднейшая С. состоитпреимущественно из четырех частей: первая часть в скором темпе всонатной форме, вторая часть в медленном темпе, в простейшей формерондо, третья часть - менуэт, введенный Гaйднoм, или скерцо, введенноеБетховеном, в форме песни с трио, и финал, в более сложной форме рондоили в сонатной форме. Прием С. встречается не только в С. для фортепианоили для фортепиано и скрипки или виолончели, но и в трио для фортепиано,скрипки и виолончели, квартетах, секстетах, октетах для струнныхинструментов, квартетах, квинтетах, секстетах, септетах для фортепианосо струнными, септетах, октетах, нонетах, децетах для струнных сдуховыми. Все эти сочинения относятся к области камерной музыки. С.применяется и в концертах для сольного инструмента с оркестром, а такжев симфониях. В С. вводили иногда поэтический программный элемент, напр.Кунау (первая половина XVIII ст.), Бетховен ор. 71 (Sonatecaracteristique: les adieux, l'absence et le retour). В позднейшее времясобрание пьес в одно целое получило название С., потому что некоторые изэтих пьес написаны в сонатной форме. Н. Соловьев.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.