- Билль
- Билль (англ. bill; среднев. лат. от libellus) - слово, означавшеепервоначально рукопись, грамоту и получившее впоследствии в английскомюридическом языке весьма разнообразное значение: под ним стали разуметьразные бумаги, относящиеся к администрации, торговле, судопроизводству ит. п. Так, заемные письма называются меновыми Б. - В. of exchange,купчие на движимые имущества, по совершении которых, по английскомуправу, право собственности тотчас же переходит на покупателя - Б. ofsale, фактура и росписи отправляемых товаров - В. of lading;обвинительный акт - В. of indictment: судебная жалоба - В. of complaint,судебный протокол - В. of chancery. Когда большое жюри признает, чтоизвестное уголовное обвинение подлежит разбору ассизов, то издает обэтом так называемый true В., в противном случае оно признает обвинениенеосновательным (Not found). В прежнем английском судопроизводстве, втех случаях, когда судья, излагая дело присяжным неправильно, по ошибкеили с умыслом неправильно применял или толковал закон, сторонампредоставлялось право требовать от него приложения своей печати к такназываемому В. of exception, последствием чего является перенос дела ввысшее судебное установление. Мидльэсекским Б. (В. of Middlesex)называли приказ суда королевской скамьи (Court of the King's Bench)шерифу Мидльэсекского графства, не входившего в состав округоввестминстерского суда, о приводе в определенный срок обвиняемого дляразбора дела в Вестминстер. Главным образом под Б. разумеют предложение об издании нового законаили постановления, вносимое в одну из падать, или же, в наиболееобширном смысле - самый закон или постановление. История Б. связана сразвитием парламента, а главным образом палаты общин. До воцаренияЛанкастерского дома палата общин сравнительно с палатою лордов занималанизшее положение и влияние ее на государственное управление было весьманезначительно. Первоначально, как города так и мелкие землевладельцы(country gentry) смотрели на право представительства, как на тяжелуюобязанность, нередко покупали грамоты, увольнявшие от присылкидепутатов, а иногда брали с последних залоги в обеспечение явки. Сдругой стороны общины заранее соглашались на то, что королю угоднобудет, приказать по совещании с великими и мудрыми особами его советаТакое положение дел не могло не принижать значения нижней палаты идавало королям возможность нередко нарушать народные права. Так, ЭдуардIII раз даже сам назначил депутатов, а в 1347 все налоги были вотированыодними лордами. С вступлением на престол Ланкастеров значение нижнейпалаты возрастает, она получает право законодательного почина. Ранниеобщины излагали свои желания законодательных реформ в особых прошениях(петициях), утверждение, изменение или совершенное устранение которыхвполне зависело от короля. Обыкновенно, если король предполагал отказатьв таком ходатайстве, он отвечал формулою: "ie roye s'aYisera", т. е. чтоон посоветуется об этом с своим советом. Уже со времен Эдуарда IIIобщины начинают понимать эту формулу вежливого отказа в ее буквальномсмысле и повторяют свои требования, если они не исполнялись по истеченииопределенного промежутка времени. Однако, в течение всего этогоцарствования все заявления общин являются все еще прошениями, ипросительная форма их редакции сохраняется даже после облечения их взаконную силу путем королевского утверждения, выраженного формулой: "ieroye ie veult" (король этого желает). Со второго же года царствования Генриха IV общины стали заявлятьнеудовольствие на то, что король, утверждая представленные ему в формепетиции законодательные проекты, часто изменял их содержание, чтовызвало в 1415 г. издание постановления, по которому ни один закон немог быть впредь издаваем без согласия общин, к представляемым последнимипетициям нельзя было делать каких либо прибавок или урезок, а следовалолишь или принимать их всецело, либо совсем отвергать. С тех порзаявляемые общинами ходатайства обратились в билли, т. е. предлагаемыеобщинами на утверждение правительственной власти законопроекты, иустановилось деление законодательных актов на две категории, именностатуты (statutes) - законы, обусловленные согласием парламента и риты(writ - грамота, указ) - распоряжения, зависящие от самоличногоусмотрения короля, называемые в старину также ассизами или конституциями(assises или constitutions). Издание и отмена последних предоставлялиськоролю в тех случаях, когда дело шло не об установлении или отмененового законодательного начала, а лишь о надлежащем применении илиприведении в исполнение существующего закона; в этих пределах воля егополучала законодательную силу даже до момента внесения ее в книгу статусв приложения большой государственной печати, но распоряжения эти стоялив зависимости от законодательной власти парламента, могущегопарализовать их силу изданием нового закона, в отмену разъясненногокоролевским постановлением, и потому имели лишь временный характер.Таким образом установилось ясное разграничение между законодательною иисполнительною властью с предоставлением первой парламенту, а второйкоролю. Это начало так глубоко укоренилось в государственной жизниАнглии, что наступившая затем эпоха развития абсолютизма, сделавшаяпарламент послушным орудием королевских стремлений, не в силах была егопоколебать, а все политические и религиозные смуты и перевороты,закончившиеся революцией 1688 года, способствовали лишь окончательномуего торжеству. В течение XVIII столетия значение английского парламентавсе более и более увеличивается, причем главная руководящая рольпереходит на сторону нижней палаты. Параллельно этому усиливаетсязаконодательная деятельность парламента, доказательством чего служитвозрастающее количество датированных им законоположений. Так, вцарствование Вильгельма III и Марии II (1688 - 1702) было вотировано 783статута; в царствование Анны (1702 - 1714) - 949; Георга и (1714 - 1727)- 758; Георга II (1727 - 1760) - 2791; Георга III (1760 - 1820) - 14800;Георга IV (18201830) - 3223; Вильгельма IV (1830 - 1837) - 1862.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.