- Баядерки
- Баядерки (от португальск, bailadera, т. е. танцовщица) - так называютевропейцы танцовщиц и певиц в Индии. Они распадаются на два главн.разряда, с многочисленными подразделениями. К первому классу принадлежатпосвященные богам и богослужению, ко второму странствующие танцовщицы.Первые - девадази, т. е. божьи рабыни подразделяются по степенизнатности семейств, из которых происходят, по степени значения божества,которому служат и по большему или меньшему великолепию и значению храма,на два отдела. К первому разряду принадлежат дочери знатнейших семействиз касты Вайсиев, к которой причисляются богатые земле владельцы икупцы, ко второму - дочери более уважаемых лиц из касты судров, т. е.ремесленников. В разряд девадази поступают в детском возрасте, причемтребуется безукоризненное телосложение и родители должны торжественноотрекаться от как их бы то ни было прав на свою дочь. Только послетакого отречения дается надлежащее обучение. Девадази должны воспеватьво время торжественных процессий деяния и победы божества, которомупосвящены, исполнять священные танцы, плести венки, которыми украшаютсяизображения богов и исполнять различные служебные обязанности в храме.Девадази первого класса живут в стенах храма и не имеют права выходитьиз своих помещений, без согласия старшего жреца. Они могут оставатьсядевственницами всю свою жизнь, но им разрешается избирать любовника какв храме, так и за его пределами, под условием принадлежности его квысшим сословиям. Связь с человеком низшего происхождения строгонаказывается. Дети их, если это девочки, воспитываются для того жеремесла, мальчики делаются музыкантами. Девадази второго разряда малоотличаются от первых, с тою разницею, что более свободны, так как живутвне пределов храма. Ежедневно определенное число их по очереди принимаетучастие в богослужении, но при торжественных процессиях должныприсутствовать все. Они поют и танцуют не только пред изображениямибогов, за что получают определенную плату деньгами и рисом, ноприглашаются и на другие празднества, свадьбы и увеселения. Существенноотличаются от девадази танцовщицы, которые кочуют по всей стране иприглашаются исключительно на частные празднества или в гостиницы, дляувеселения иностранцев. Их называют: натш, нати, кутани, сутрадари,смотря по роду искусства. Некоторые живут независимо, по 10 или 12вместе, кочуют с места на место и делят заработок с сопровождающими ихмузыкантами. Другие находятся под наблюдением дайей или старыхтанцовщиц, которые пользуются всем заработком и уже сами дают пищу иодежду своим подчиненным. Наконец третьи - совершенные невольницы старыхженщин, купивших или принявших их в детском возрасте и затем обучившихремеслу. Одежда этих танцовщиц весьма оригинальна. Танцы их скорее могутбыть названы пантомимами, объяснение к которым дается в песнях,исполняемых речитативом музыкантами. Содержание песен счастливая илинесчастная любовь, ревность, ожидание возлюбленного и т. д.
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.