- Лафонтен
- Лафонтен (Jean de La-Fontaine) - знаменитый французский баснописец,род. в 1621 г. в Шато-Тьери, ум. в 1695 г. Отец его служил по лесномуведомству, и Л. провел детство среди лесов и полей. Двадцати лет онпоступил в братство Oratoire для подготовки к духовному званию, нобольше занимался философией и поэзией. В 1647 г. отец Л. передал емусвою должность и убедил его жениться на 15-ти летней девушке. Он оченьлегко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным,и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников ипоклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишьизредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своихмногочисленных романтических приключений. На своих детей он так малообращал внимания, что, встретившись в одном доме с своим взрослым сыном,не узнал его. В Париже Л. имел блестящий успех; Фуке назначил емукрупную пенсию, как плату за одно стихотворение в месяц; всяаристократия покровительствовала ему, а он умел остаться независимым иизящно насмешливым, даже среди льстивых панегириков, которыми он осыпалсвоих патронов. Впервые стихи, превратившие Л. из салонного стихотворцав первоклассного поэта, написаны были им в 1661 г. и внушены былисочувствием к печальной судьбе его друга Фуке. Это была "Elegie аuхnumphes de Vaux", в которой он горячо заступался перед Людовиком ХIV заопального сановника. Жил он Париже сначала у герцогини Бульонской,потом, более 20 лет, в отеле m-me de la Sabliеre; когда последняяумерла, и он вышел из ее дома, он встретил своего знакомого d'Hervart,который предложил ему поселиться у него. "Я как раз туда и направлялся",гласил наивный ответ баснописца. В 1659 - 65 гг. Л. был деятельнымчленом кружка "пяти друзей" - Мольера, Л., Буало, Расина и Шапелля, исохранял со всеми дружеские сношения и после разрыва между другимичленами кружка. В числе его друзей были также Кондэ, Ларошфуко, m-me деСевиньи и др.; только ко двору он не имел доступа, так как Людовик XIVне любил легкомысленного, не признающего никаких обязанностей поэта. Этозамедлило избрание Л. в академию, членом которой он сделался только в1684 г. Под влиянием m-me de la Sabliere, Л., в последние годы жизни,сделался верующим, оставаясь, однако, легкомысленным и рассеяннымпоэтом, для которого серьезна была только его поэзия. Значение Л. дляистории литературы заключается в том, что он создал новый жанр,заимствуя из древних авторов лишь внешнюю фабулу басен. Создание этогонового жанра полулирических, полуфилософских басен обусловливаетсяиндивидуальным характером Л., искавшего свободной поэтической формы дляотражения своей артистической натуры. Эти поиски не сразу увенчалисьуспехом. Его первым произведением была "Joconde" (1665), легкомысленноеи остроумное подражание Apиocто; за этим последовал целый ряд "сказок",крайне скабрезных. В 1668 г. появились первые шесть книг басен, подскромным заглавием: "Fables d'Esope, mises en vers par M. deLaFontaine"; 2 изд., заключавшее уже 11 книг, вышло в 1678 г., а 3-е, свключением 12-й и последней книги - в 1694 г. Первые две книги носятболее дидактический характер; в остальных Л. все более становятсясвободным, перемешивает нравоучение с передачей личного чувства и,вместо иллюстрации, напр., той или другой этической истины, передаетбольшею частью какое-нибудь настроение. Л. менее всего моралист и, вовсяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду нажизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисуетторжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальностив нем абсолютно нет - его герои те, кто умеет устроить свою судьбу. Ноне в этой грубой, утилитарной морали значение басен Л. Они велики своимихудожественными достоинствами; автор создал в них "комедию в сто актов,перенеся на сцену весь мир и все живые существа в их взаимныхотношениях. Он понимал людей и природу; воспроизводя нравы общества, онне громил их как проповедник, а отыскивал в них забавное илитрогательное. В противоположность своему веку, он видел в зверях немеханические существа, а живой мир, с богатой и разнообразнойпсихологией. В его баснях живет вся природа. Под видом звериного царстваон, конечно, рисует человеческое, и рисует тонко и метко; но в то жевремя его звериные типы в высшей степени выдержанны и художественны самипо себе. Художественному значению басен Л. способствует также красотапоэтических вступлений и отступлений Л., его образный язык, свободныйстих, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообщеудивительное богатство и разнообразие поэтической формы. См. "Eloges" Л.в сочин. Perranit, d'Olivet, Laharpe, Chamfort; Waickenaer, "Hist. de lavie et des ouvrages de L." ("Oeuvres", 3 изд. 1824); Marthy Laveaux,"Essai sur la langue de L." (1853); Saunte Beuve, "Portr. litter." (т.1), "Cans. du Lundu" (т. VII); Taine, "L. etses fables" (1861); P.Soullie, "L. et ses aevanciers" (1861); Saint-Marc Girardin, "L. et lesfabulistes" (1867); Paul de Remusat, "L. naturaliste" ("Rev. des Deux.Moudes", дек., 1869); J. Claretie, "L. et ses critiques" ("Rev. desCours litter.", т. 1). Часть басен Л. (иллюстр.) дана в приложении кжурналу "Звезда" (1895).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.