Аввакум

Аввакум
Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучительXVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольноначитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольнорано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгийк самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступлениеот церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать отвозмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и личноизвестный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжномисправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и егосправщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиноювозникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителейстарины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглисьпротивники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и сталиувещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоялпри воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только вселишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякоезначение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцывозвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однакоубедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующейцеркви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленнымбогослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просилнизложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая своюфанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных повсей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом ипосланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний насоборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли вУспенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафемуархиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народеи во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей заА. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудовем-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже невырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопопсимбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и водев земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царюФедору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругалпатриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. онибыли сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеютиконы его. В сфере раскола А. действовал не только примеромнепреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихсярасколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе иавтобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах дляистории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся котрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римскойблудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал трисущности или существа, что и дало первым обличителям раскола поводговорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Аввакум" в других словарях:

  • АВВАКУМ — Петрович (1620 или 1621 1682), протопоп, глава старообрядчества, писатель. В 1646 47 член Кружка ревнителей благочестия . Выступил против церковной реформы патриарха Никона. Сослан с семьёй в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращён в… …   Русская история

  • Аввакум — а, муж.; разг. Абакум, а.Отч.: Аввакумович, Аввакумовна; разг. Аввакумыч.Производные: Аввакумка; Аввакуша; Абакумка; Абаша.Происхождение: (Др. евр. Habaqquq имя библейского пророка. От habaq обнимать.)Именины: 19 июля, 15 дек. Словарь личных имён …   Словарь личных имен

  • АВВАКУМ —     АВВАКУМ (20 ноября 1620, село Григорово Нижегородской губ. 14 апреля 1682, Пустозерск) протопоп, один из первых духовных вождей старообрядчества. Сын священника, получил домашнее образование, в 21 год был рукоположен в диаконы, а в 1644… …   Философская энциклопедия

  • Аввакум — Аввакум, протопоп (1605 1681) знаменитый вероучитель русского раскола XVII в., участвовал в исправлении церковных книг, предпринятом при Алексее Михайловиче патриархом Иосифом. Однако, когда преемник Иосифа, Никон, признав все предыдущие… …   1000 биографий

  • Аввакум — АВВАКУМ, протопоп (1620–1682) один из основоположников старообрядческого раскола, является в то же время оригинальнейшим литератором XVII в. Происходя из среды низшего духовенства (нынешней Нижегородской губ.) и будучи сам сельским священником, А …   Литературная энциклопедия

  • аввакум — обнимающий Словарь русских синонимов. аввакум сущ., кол во синонимов: 1 • имя (1104) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • АВВАКУМ — (Аввакум Петрович) (1620, с. Григорово Нижегородской губ. 14.04.1682, Пустозерск)    один из первых духовных вождей староверия, исповедник, принявший мученическую смерть на костре. В возрасте 21 г. был рукоположен в диаконы, а в 1643 или 1644 г.… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • АВВАКУМ — Петрович (1620 или 1621 1682), глава старообрядчества, протопоп, писатель. В 1646 47 член Кружка ревнителей благочестия . Выступил против реформ Никона. Сослан с семьей в 1653 в Тобольск, затем в Даурию. В 1663 возвращен в Москву, продолжал… …   Современная энциклопедия

  • АВВАКУМ — (7 в. до н. э.) древнееврейский пророк, один из двенадцати малых пророков. Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя. Память в Православной церкви 2 (15) декабря …   Большой Энциклопедический словарь

  • Аввакум — Аввакум, в миру Дмитрий Семенович Честной, 1801 66, ориенталист синолог, воспитанник Санкт Петербургской духовной академии; был архимандритом и членом русской духовной миссии в Пекине. На тибетский язык А. перевел евангелие от Луки, на китайский… …   Биографический словарь

  • Аввакум — Аввакум, у Евреев Хавваккук (обнимающий) один из 12 так называемых малых пророков, о времени и месте рождения которого в свящ. Писании ничего не говорится. Иудейские предания, касательно места его рождения, истории и смерти, не заслуживают… …   Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»