Яхты

Яхты
Яхты. - Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов,у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строилисебе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездов.Во времена могущества Венецианской республики водяной спорт был в оченьбольшом ходу; тут же упоминаются в истории первые состязания в скоростихода увеселительных судов (гонки, так назыв. regatta), с присуждениемпризов скорейшему из судов. Наибольшее развитие водяной спорт получил вАнглии - как в стране, могущество которой основано всецело намореплавании. Та же любовь к морю перешла с англосаксонскимипереселенцами и в Америку (Сев. Штаты), и выработанные в двух этихгосударствах образцы увеселительных судов - Я. послужили основой дляпостройки Я. во всех других государствах, где нарождались любителиводяного спорта. В настоящее время все виды судов для последней целиможно разделить на 3 категории: Я. парусные, Я. с двигателями и гребныегоночные суда. Характер парусных Я. зависит от того, предназначаются лиони для морских прогулок или для плавания в устьях рек, в защищенныхрейдах и т. д. Морские парусные Я. первоначально представляли собойнебольшие мореходные суда, с косым вооружением, как позволяющимуправляться небольшим количеством экипажа. С течением времениобразование корпуса этих Я. стали изменять: с одной стороны обводы суднаделались острее для уменьшения сопротивления воды; с другой сторонымидель шпангоут стали делать полнее у ватерлинии и острее у киля, длябольшей остойчивости и возможности нести большую парусность; для этих жецелей стали делать постоянный (лекальный, т. е. отлитый по форме трюмасудна) балласт, а впоследствии устраивали кили из чугуна или свинца. Придальнейшем прогрессе постройки Я. (в 80 - 90-х годах XIX в.) сталиразличаться два стремления: английские яхтсмены стали делать Я. дляполучения большей скорости очень узкими, увеличивая остойчивостьбалластом и металлическим килем; американцы же достигли большейостойчивости и возможности нести большую парусность уширением Я.Теоретические чертежи Я. этих систем отличались тем, что у англичаночертание ватерлиний было очень острое, у американцев же - батоксыпересекались с уровнем воды под очень острым углом. Вместе с эволюциейочертаний шпангоутов изменялся и контур Я. по диаметральной плоскости.Для увеличения поворотливости дейдвуды срезались, ахтерштевень делалсянаклонным, пока контур диаметральной плоскости не достиг видатреугольника, опущенного вершиной вниз, одна сторона которогопредставляла собою ахтерштевень, другая - киль и форштевень. В конце XIXи начале XX вв. американская и английская системы сошлись между собою,образовав новый тип Я. с так наз. бульбовым килем: этот тип имеет корпусЯ. снизу яйцевидный, но с заостренным концом; киль представляет собойлист железа с свинцовым балластом по нижней его кромке в виде сигары.Руль делается висячим, железным, иногда балансирным. В этом типе имеетсяи наибольшая остойчивость, наименьшее сопротивление поворотам, вместе сдостаточной остротой для скорости хода. Крепость рангоута и такелажарассчитывается таким образом, чтобы при шквале сломался рангоут, но яхтане перевернулась бы. Парусность, при большой остойчивости, допускается,конечно, огромная, причем для легкости, паруса часто изготовляются изшелковой парусины. Наибольшее значение в истории Я. имеют гонки, причемкаждый новый тип стремились делать так, чтобы он мог выиграть приз. Дляуравновешения шансов гонки Я. различной величины существуют правилаизмерения Я., по результатам которого время гонки для каждой Я.изменялось; правила эти также имели влияние на конструкцию Я., так какчем больше яхта, тем вообще легче достигнуть большого хода; поэтомустроители старались дать такие размеры Я., чтобы при большей величинерезультат измерения был бы наименьший. Вообще в яхтах, как и во всякомдругом виде спорта, увлечение гонками так сильно занимает спортсменов,что из-за них пренебрегали даже правилами безопасности постройки, отчегонередко Я. погибали или терпели сильные аварии. Я., плавающим в устьяхрек, озер и др. защищенных местах, строятся несколько иного типа. Из-замелководья нельзя везде делать глубокий металлический киль, отчегопоследний у этого типа делался выдвижным, из железного листа, в видесектора, вращающегося около вершины в особом плоском колодце по серединесудна. Во время прохода мели киль поднимается, на глубоком же местеопускается вниз, выходя из деревянного киля наружу в виде треугольника;площадь последнего настолько велика, что из-за сопротивления водыуменьшает крен. Вооружение Я., как сказано выше, почти исключительнокосое: шхунское, тендера, иола (тендер без топселя, иногда с однимстакселем - косым фоком - в носу); иногда при вооружении иола делаетсянебольшая кормовая мачта с выносной бизанью. Небольшие беспалубные иполупалубные Я. имеют ту же парусность, что и гребные суда. Небольшиеприбрежные и озерные Я. делаются часто вида сильно отличающегося отобычного типа судов: напр. шарпи, катамараны, байдарки и т. д. Шарпиимеет корпус плоскодонный, сечением в виде трапеции; нос заострен, кормаширокая; имеет иногда выдвижные кили и балласт в виде мешков с песком;мачт 1 - 2; с парусами треугольными; катамаран - судно из двух длинных иузких корпусов, на которые наложена сверху связующая их рама; мачта 1, стреугольным парусом. Такое же судно, небольшой величины, с рамой, накотором помещается обыкновенный стул для одного пассажира, действующегодвусторонним веслом, носит название лыж и часто применяется на тихихозерах, прудах и т. д. Байдарки - эскимосские шлюпки - делаются для 1пассажира, сидящего на дне этой длинной и узкой шлюпки, крытой сверхукожей или парусиной; гребля производится одним двусторонним веслом.Байдарки часто снабжаются 1 - 2 бамбуковыми мачтами, с такими же рейкамии парусами. Я. с двигателями раньше делались паровыми, в последнее жевремя - с моторами: керосиновыми, бензиновыми или спиртовыми; второетопливо, как опасное, и, последнее, как слишком дорогое, применяютсяреже первого. О Я. существует весьма обширная литература, причем имеютсяспециальные периодические издания, напр. французское "Le Yacht",английское "Yacht" и т. д. О постройке парусных Я. одним из лучшихсочинений считается Dixon'a Kemp'a, "The Yacht's architecture",переведенное в 90-х гг. на русский язык; отдельные описания Я.разбросаны между прочим в журналах "Морской Сборник" и "РусскоеСудоходство".

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Яхты" в других словарях:

  • Яхты — (от англ. yacht и гол. ja gen — бегать, гнаться) — быстроходные парусные (или гребно парусные) одно двухмачтовые суда, использовавшиеся для разведывательной и посыльной службы, а также для переездов командования флота и… …   Военная энциклопедия

  • Яхты — императорские. Для совершения морских поездок правителиразличных государств имеют специальные суда, тоже называющиеся Я. ВРоссии имеются 6 Я. императорских: Штандарт (дл. 370 , шир. 50 6,осадка 20 , водоизм. 5600 т., скорость хода 20 узлов);… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ЯХТЫ ОЛИМПИЙСКИЕ — в современной программе Олимпийских игр (1988) следующие международные классы: шверботы, Финн , Летучий голландец и 470 , килевые яхты Солинг , Звездный , катамаран класса Торнадо , парусная доска …   Большой Энциклопедический словарь

  • Яхты специальной постройки — Кипарисная Место и дата постройки не установлены. В 5.1699 участвовала в походе Петра I из Воронежа в Азов, а в 6–8.1699 в Керченском походе. В 1705 перевезена из Воронежа в Москву, а затем через Ладожское оз. в С. Петербург. (?) Святая… …   Военная энциклопедия

  • Яхты, купленные за границей — Transport Royal [Королевский (монарший) транспорт (англ.).] (Транспорт Рояль) Построена в Англии. Подарена Петру I английским королем Вильгельмом в 1697. 22,9х . х . м; 20 орудий. 9.6.1698 пришла в Архангельск с английским экипажем и под… …   Военная энциклопедия

  • Яхты, купленные у судовладельцев — Душенька Куплена в 1805, вошла в состав БФ. 13,1x4,2x1,8 м. Участвовала в войне со Швецией 1808–1809. В 1809 с гребной флотилией плавала в финляндских шхерах. В 1812–1814 находилась при гребной флотилии, но в боевых действиях не… …   Военная энциклопедия

  • Яхты, взятые у неприятеля — Луиза Ульрика Придворная. Бывший шведский бот, взятый в плен эскадрой адмирала В. Я. Чичагова (ФР «Венус») 22.6.1790 во время Выборгского сражения. Находился в личном распоряжении адмирала Чичагова, затем был переоборудован в яхту и в… …   Военная энциклопедия

  • яхты олимпийские — в современной программе Олимпийских игр (1988) следующие международные классы: шверботы «Финн», «Летучий голландец» и «470», килевые яхты «Солинг», «Звёздный», катамаран класса «Торнадо», парусная доска. * * * ЯХТЫ ОЛИМПИЙСКИЕ ЯХТЫ ОЛИМПИЙСКИЕ, в …   Энциклопедический словарь

  • Яхты — Прогулки на воде составляли уже издавна развлечение народов, у которых процветало мореходство. Правители и богатые люди Рима строили себе большие галеры, с роскошной отделкой, для увеселительных поездок. Во времена могущества Венецианской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Захват яхты (фильм) — Захват яхты Act Of Piracy Жанр боевик Режиссёр Джон Кардос В главных ролях Гэри Бьюзи Рэй Шарки Белинда Бауэр Длительность 101 мин. Страна …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»